Чётки (тасбих)

pic1

   Четки — это атрибут, пришедший к нам из глубокой древности. Воспринимая его философски, можно сказать, что он стал символом течения жизни. Перебирая зерна четок, человек как бы прикасается к тому, что, кажется, и потрогать нельзя — ко времени. Каждое зернышко — это миг, отправленный собственной рукой в прошлое. Те годы, которые нам определены Свыше, нанизаны на отпущенную для нас нить жизни, и каждый раз, провожая прожитый день, мы прощаемся с ним: зернышко за зернышком.
   На Востоке, в арабских странах, четки называются «ас-субха», повторение восхваления Аллаху «Субханаллах». У персов и тюрок четки называются «тасбих (тесбих)» — отсчет имен Аллаха, а также прочитываемых аятов и сур Корана. Всего в священной книге мусульман упомянуто 99 имен и эпитетов Аллаха, и чаще всего исламские четки состоят из 99 зерен, но встречаются и четки с 33 зернами. В некоторых суфийских общинах при чтении коллективного «зикра» (многократное поминание) используют четки с 1000 и более зернами.

   Материал, из которого сделаны зерна четок, в исламе не имеет столь большого значения, как в других религиозных конфессиях.    Мусульманские четки изготавливались из дерева, камня, коралла, высоко ценились глиняные четки из Мекки. Особо почитаемым людям дарили четки из  драгоценных камней и благородных металлов.

   Точно неизвестно, когда именно появилась практика использования четок в мусульманской традиции. Однако уже в первые века ислама некоторые странствующие дервиши для счета молитвенных формул использовали фаланги пальцев на своих руках. Такие четки нельзя было потерять или где-то оставить, они всегда были с их владельцем. Кроме того, используя именно этот метод, дервиши совершая массирующее движение своих пальцев, воздействовали на биологически активные точки, которые, в свою очередь, стимулировали и головной мозг.

pic2
pic3

   Со временем дервиши стали использовать четки, изготовленные из семян и косточек плодовых деревьев. Наибольшей популярностью среди дервишей пользовались четки из косточек фиников, джиды и семян под названием «слезы Марьям».
   Так как этот молитвенный атрибут, считалось, является передатчиком божественной благодати «бараки», то весь процесс изготовления четок носил медитативный характер.

   Первоначально мастер находил дерево, из плодов которого он собирался изготовить тасбих. Некоторое время он молился под этим деревом, затем собирал его плоды, высушивал их, отваривал в крепком чае или молоке, и после того, как косточки в отдельных местах становились мягкими, протыкал в них маленькие отверстия, через которые продевалась шелковая нить. Во время того, как каждая косточка нанизывалась на нить, мастер не прекращал читать над четками зикр, периодически троекратно «вдувая» в них силу.

Именно таким образом  изготовленные четки являлись вместилищем бараки. И если они попадали в руки настоящего дервиша, то они увеличивали свою силу в несколько раз. Начитанный тасбих применялся дервишами и при лечении больных, и при изгнании злых духов, и во многих других случаях, когда необходима была концентрация божественной благодати.

pic4

   Четки являлись обязательным предметом каждого странствующего дервиша. Они так же, как и посох в руках странника, отсчитывали такт произносимого зикра во время ходьбы. А во время привала помогали успокоить сердечный ритм и дыхание.

pic5

   В дервишской традиции жизнь четок не заканчивалась со смертью их владельца, а переходила от учителя к ученику, продолжая отсчет времени и пространства и увеличивая силу и мощь бараки.
   Этот атрибут являлся самым желанным и священным предметом для каждого дервиша.

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'