pritchi

Странствующий, Необычный и Торопливый

    Встретились три дервиша на пустынной дороге. Перво­го звали Странствующий, потому что он, почитая старые обычаи, выбирал самые длинные маршруты для путешест­вий. Второго звали Необычный, потому что ничто не каза­лось ему необычным, хотя то, что он делал, или даже то, что привлекало его внимание, казалось весьма необычным дру­гим людям. Имя третьего было Торопливый, потому что этот дервиш, думая, что может сберечь свое время, всегда и во всем стремился найти наиболее короткие пути к своей цели, хотя на деле эти пути часто оказывались самыми длинными.

     Некоторое время дервиши путешествовали вместе, но вскоре расстались. Первым покинул их Странствующий: он заметил на перекрестке дороги указательный знак, о ко­тором слышал когда-то, и стал убеждать своих спутников свернуть туда, куда указывала стрелка. Они не согласились, и он пошел один. Дорога привела его к разрушенному го­роду, единственными обитателями которого были свирепые львы. Цивилизация, некогда процветавшая здесь, о кото­рой дервиш читал, погибла сотни лет назад. Как только он вступил в город, голодные звери набросились на него и растерзали.
     Спустя день или два Торопливый решил отыскать путь покороче и расстался с Необычным. Пойдя напря­мик, он увяз в зыбучих песках. Правда, дервиш не погиб, но выбираться оттуда ему пришлось несколько месяцев.
     Между тем Необычный, продолжая путь в одиноче­стве, вскоре повстречал человека, который сказал ему:
     - Дервиш, не ходи дальше. Впереди находится кара­ван-сарай, и в нем по ночам собираются дикие звери из джунглей.
     - А где эти звери бывают днем?— спросил Необыч­ный.
     - По-моему, днем они на охоте,— ответил человек.
     - Вот и хорошо,— сказал Необычный,— в это вре­мя я и отдохну там.
     В полдень он подошел к караван-сараю и увидел, что вся земля вокруг истоптана животными. До вечера было еще много времени, и Необычный решил пока выспаться. Проснувшись с наступлением сумерек, он спрятался в ук­ромном месте и стал дожидаться прихода зверей: ему хо­телось узнать, для чего они собираются здесь.
     Вскоре в большой зал вошло множество зверей, во гла­ве которых выступал лев, их царь. Звери по очереди при­ветствовали льва и сообщали ему о том, что было извест­но только им и никому из людей. Один из них доложил льву, что неподалеку от этого места есть пещера, где спря­таны драгоценности,— сокровищница Каратаса, леген­дарного Черного Камня. Другой зверь рассказал, что пря­мо здесь, в караван-сарае, под полом хранится клад из зо­лотых монет, который стережет крыса. Она не может ни потратить их, ни расстаться с ними, и каждое утро выно­сит их на поверхность. Третья история была о некоей бе­зумной царевне, и эта история, самая странная из всего, что там было рассказано, удивила даже Необычного. Дело было в том, что в соседней долине жила собака, которая стерегла стадо овец. С помощью шерсти, растущей у нее за ушами, можно было излечить царевну от безумия; это было единственное средство в мире, которое могло ее спа­сти. Но так как ни один человек не знал ни этого средст­ва, ни самой царевны, которая должна была вскоре забо­леть (как узнал дервиш), не было никакой надежды, что царевну кто-нибудь вылечит.
     Перед рассветом звери разошлись, а дервиш стал ждать появления крысы. Утром на середину зала в самом деле выбежала крыса, неся в зубах золотую монету. Она оставила ее на полу и побежала за следующей. Когда крыса таким образом вынесла все монеты и принялась их пересчитывать, Необычный вышел из своего укрытия и забрал деньги. Затем он направился к пещере Каратаса и нашел спрятанные сокровища. После этого дервиш отыскал собаку и, вырвав у нее из-за ушей клок шерсти, снова от­правился в путь.
Следуя тайным знакам, известным только ему, он на­конец достиг весьма странного и неизвестного царства. Войдя в столицу, дервиш Необычный увидел снующих по улицам людей, печальных и озабоченных, и, обратив­шись к какому-то прохожему, поинтересовался, какая бе­да постигла их город. Человек рассказал, что дочь их ца­ря только что заболела какой-то странной болезнью, и никто не знает, как ее вылечить. Необычный поблаго­дарил его и тут же направился к царскому дворцу.
     - Если ты вылечишь мою дочь,— сказал царь,— я отдам тебе полцарства, а после моей смерти ты станешь править всем царством. Но если ты меня обманешь, я при­кажу сбросить тебя с самого высокого минарета.
     Дервиш согласился с этим условием, и его провели к царевне. Только он поднес к ее лицу собачью шерсть, как она в тот же миг выздоровела. Вот так Необычный стал наследным царевичем. Многие достойные люди при­ходили к нему и обучались его пути. Однажды, переодев­шись в рубище, по своему обыкновению, Необычный вышел из дворца побродить, как вдруг наткнулся на дерви­ша Торопливого. Торопливый поначалу даже не узнал своего друга, потому что без умолку болтал; тогда Нео­бычный просто привел его к себе во дворец и стал терпе­ливо дожидаться, когда тот сам его о чем-нибудь спросит. Наконец Торопливый спросил:
     - Как это все произошло? Расскажи по порядку, но только быстро.
Необычный стал рассказывать свою историю и, наблю­дая за Торопливым, увидел, что тот пропускает мимо ушей многие детали. Он по-прежнему был нетерпелив. Даже не дослушав до конца, Торопливый вскочил с места и заявил:
     - Мне необходимо побывать там и по­слушать, о чем говорят звери, я хочу по­следовать твоему пути.
     - Не советую тебе торопиться,— сказал Необычный, пытаясь его обра­зумить,— узнай прежде, в своих соб­ственных интересах, значение време­ни и таинственных указаний.
     - Ерунда, - ответил Торопли­вый и, одолжив у своего товарища сто золотых, отправился в путь.
     Когда он добрался до караван- сарая, была уже ночь. Не желая дожидаться утра, Торопливый прошел прямо в главный зал и тут же был растерзан львом и тигром. А что касается дер­виша Необычного, то он наслаждался счастливой жизнью до конца своих дней.
 
            Примечание Идрис Шаха.
     В примечании к этой истории, найденной в дервишском манускрипте Кетаб-иб-Аму-Дарья («Книга реки Оксус»), говорится, что она принадлежит к со­бранию обучающих историй Увайс аль-Карани, основателя дервишского братства Увайсийа («Затворники»). Смысл рас­сказа состоит в том, что нетерпеливость мешает человеку уви­деть сущностные особенности ситуации.
 
    Идрис Шах.История из книги «Зеркало совершенства» ( Истории странствующих суфиев).

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'