staty

 

       Стремление поэта к абсолютному тождеству с дру­гом, к растворению себя в нем было и стремлением к познанию собственной истинной сущности, или, говоря его словами, божественной истины. Но поскольку абсо­лютное растворение собственного «я» в другом остается недостижимым, истина может быть познана лишь отно­сительно. Противоречие тождества-нетождества остает­ся, так же как и остается стремление к снятию этого противоречия.
       Дружба с загадочным странником, который схватил под уздцы его иноходца, стала реальной основой гума­нистической диалектики Джалалиддина Руми.
       Но как странны, а порой незначительны бывают сло­ва, по которым мы узнаем в другом человеке самого себя, свое собственное продолжение в мире, или, выра­жаясь старомодным языком, родственную душу?! Эти слова часто служат лишь знаком, неприметной для сто­роннего взгляда меткой, «Слово, — говорил Джалалиддин Руми, — одежда. Смысл — скрывающаяся под ней тайна».
       Двадцать шестого ноября 1244 года они сразу же заговорили о главном. Но слова, в которые был обле­чен вопрос, столь же важный для них, как и для нас, за семь столетий успели настолько обветшать, что не удерживают более смысла. Чтобы постичь скрываю­щуюся за ними тайну, нужно как-то представить себе ту структуру мышления, которая была ими обозначена.
       Все так же крепко держа под уздцы мула и не спу­ская глаз с Джалалиддина, путник спросил:
       - Эй, меняла мыслей и смыслов того и этого мира! Скажи, кто выше — пророк Мухаммад или Баязид Би­стами?
       Баязид Бистами, живший в IX веке подвижник, был одним из столпов суфизма. Он первым обнаружил, что углубление в размышления о единстве божества может вызвать чувство полного уничтожения собственной лич­ности, подобное растворению «я» влюбленного в «я» воз­любленной. Он говорил: «Я сбросил самого себя, как змея сбрасывает свою кожу. Я заглянул в свою суть, и... о, я стал Им!» Такое состояние Баязид назвал «фа­на» — уничтожение, небытие, которое впоследствии боль­шинство суфийских школ признало целью путника, про­ходящего тарикат. Правоверное духовенство усмотрело в словах Баязида претензию на божественность, объя­вило его гяуром — неверным, изгнало из родного горо­да. Для суфиев, однако, Баязид Бистами стал высочай­шим авторитетом и удостоился титула «Султан аль- арифин», то есть Султан Познавших.
       Тем не менее вопрос, заданный незнакомцем, да еще посреди людной улицы, был кощунственной дерзостью. Одно дело — суфийский шейх, пусть даже такой, как Султан Познавших, и совсем другое — сам посланник Аллаха Мухаммад. И Джалалиддин ответил, как на его месте ответил бы любой правоверный шейх или улем:
       - Что за вопрос? Конечно, Мухаммад выше!
       Шемседдин, без сомнения, ждал такого ответа. Но в нем-то и заключалась ловушка. Тонкая улыбка заигра­ла на его губах.
       - Ладно,— сказал он. — Но почему тогда Мухам­мад говорит: «Сердце мое покрывается ржавчиной, и по семидесяти раз в день я каюсь перед господом моим!» А Баязид утверждает: «Я очистился от всех не­совершенных качеств своих, и в теле моем нет ничего, кроме бога. Преславен я, преславен я, о, сколь велик мой сан!»
       Джалалиддин выпрямился как от удара. Незнако­мец, выходит, не только дерзок, но и весьма не прост. Быть может, он бился над тем же, над чем бьется мысль его, Джалалиддина: абсолютность Истины и относитель­ность познания ее.
       Прежде чем ответить, Джалалиддин, уже не скрывая волнения, долгим взглядом посмотрел в глаза незна­комцу. Его волнение передалось путнику. Впоследствии Шемседдин вспоминал: «Он сразу постиг совершенство и полноту моих слов, и не успел я договорить, как по­чувствовал, что опьянел от чистоты его сердца».

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Сайт "Живое Знание"