staty

 

       Маддах заканчивал сказку описанием разлива реки, смывшей славный и богатый Гургандж. В этот поток разбу­шевавшихся вод попал Кара-Кончар. Некоторые люди виде­ли, как он отчаянно боролся с волнами, чтобы спасти Гюль- Джамал, но оба исчезли в бурных потоках... В одном месте, где обнажилась возвышенность, нашли два тела: Гюль-Джамал и Кара-Кончар лежали друг около друга, и малень­кая ручка туркменки была зажата в могучей ладони Кара- Кончара...
       Маддах заканчивал сказку поучением: «Любовь по истин­ному влечению — это та любовь, которой нет конца иначе, как только со смертью... Но если при этом девушки плака­ли, то маддах говорил: «Знающие люди мне передавали также иное: будто бы известие о смерти Кара-Кончара в вол­нах Джейхуна неверно,— он выплыл из потоков реки на своем вороном коне и спас Гюль-Джамал. Он увел ее в глу­бину Каракумов, в свою юрту близ колодцев Бала-Йщем. Там они прожили счастливо много лет, чего и вам всем желаю! »
 
                               Хаджи Рахим у юного Бату-хана
 
       Хаджи Рахиму удалось с трудом пробраться между буй­ствовавшими монгольскими отрядами и прибыть в лагерь Джучи-хана. Привязанная на колпаке дервиша золотая пластинка с соколом охраняла его и привела к белой юрте правителя северо-западного улуса великого царства монго­лов. Хаджи Рахим слышал, что Джучи-хан, старший сын грозного Чингиз-хана, был единственным из всех лиц, окружавших монгольского владыку, кто осмеливался с ним спорить. Но говорили также, что Чингиз-хан не доверял своему первенцу и постоянно подозревал его в попытках организовать заговор. Поэтому Чингиз-хан назначил его правителем самого отдаленного крайнего улуса, где боль­шую часть земель еще приходилось завоевывать. Чингиз- хан тогда сказал сыну: «Отдаю тебе все земли на запад так далеко, как может ступить копыто монгольского коня!»
       В белой юрте, на низком троне, сидел, подобрав под себя ноги, Джучи-хан. Он был похож на отца высоким ростом, медвежьими ухватками и холодным взглядом зеленоватых глаз. От безбородых монголов он отличался длинными уса­ми и узкой черной бородой. Искусно вплетенные в бороду конские волосы переходили в тонкую косичку, которую Джучи закидывал за правое ухо. Перед троном на коленях, пригнувшись до земли, покорно ожидала милости великого властителя толпа просителей и ханов, и улемов, и купцов, и простых хорезмийцев.
       Хаджи Рахим, громко повторяя: «Я-гу-у, я-хак!», шагая через спины просителей, прошел прямо к трону Джучи-хана и остановился, опираясь на посох.
       Пристальным, мрачным взглядом уставился Джучи-хан на дервиша и спросил:
       - Чего просишь, кипчакский шаман?
       Хаджи Рахим объяснил, что принес собственноручное письмо великого визиря Махмуд-Ялвача.
       - Почему так поздно? Я жду письма давно.
       - Я находился в осажденном городе Гургандже.
       - Значит, ты был заодно с моими врагами?
       - Да, я как лекарь помогал раненым.
       Хаджи Рахим вскрыл конец посоха, залепленный воском , и вытащил свернутый листок бумаги с красной пе­чатью. Писарь Джучи-хана развернул листок и осмотрел его с удивлением.
       - Здесь написано всего три слова: «Этому человеку верь!»
       - Ясно и достаточно! — сказал Джучи.— Приведите моего сына Бату-хана!
       Нукеры побежали и вскоре вернулись. Впереди них прыгал мальчик лет девяти, с небольшим луком и тремя красными стрелами . Он вырывался от двух стариков, кото­рые старались его верти под руки. Подбежав к Джучи-хану, мальчик привычным жестом упал на колени, коснулся лбом ковра и вскочил, посматривая на всех блестящими карими глазами.
       - Вот мой сын Бату-хан! — сказал Джучи, косясь на мальчика.— Я просил преданного Махмуд-Ялвача прислать ученого мирзу, который научил бы моего сына читать, пи­сать и говорить на том языке, на каком объясняются мои новые подданные, жители Хорезма. Сумеешь ли ты быть та­ким учителем?
       - Я могу научить мальчика читать книги туркменские, персидские и арабские и сделаю это с радостью,— ответил Хаджи Рахим.— Я только не умею объяснять священные книги, как это делают имамы в мечетях. Я занимаюсь по тем книгам, в которых описываются путешествия по вселен­ной и в которых говорится, что такое добро и зло, любовь к родной земле и долг каждого человека.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13

Сайт "Живое Знание"