staty

Маланги, суфии и мистики
           (Этнографическое  изучение шаманизма в Афганистане)

Инициация афганского маланга*

 
       Некоторые маланги приобретают власть над духами (джиннами) после спонтанно возникающего состояния -  «сверхъестественного безумия», известного как джалали шудан.  Они часто находятся как бы в состоянии опьянения. Их можно видеть разговаривающими с невидимыми духами, бродящими в обнаженном виде по окрестностям. Многие считают, что этим «святым безумцам» подвластно как исцелять людей, так и наносить им вред. Другие для раскрытия своих сверхъестественных способностей  используют психотропные вещества. Для связи с «иным миром» они употребляют различные наркотики. Известно, что шаманы многих культур для общения с духами часто используют дурман индийский (Datura metel) вида семейства пасленовых, сильный галлюциноген, содержащий антихолинергические алкалоиды, которые блокируют действие ацетилхолина на периферические холинергические рецепторы мозга, а также влияющий на центральную нервную систему. Маланг, приобретающий свои шаманские силы за счет использования дурмана, впервые принимает его во время обряда инициации. Данная церемония предполагает многократное пение  ритуальной формулы (на персидском или арабском языке), которая, как считается, наделена магической силой. В конце многочасовых пений посвящаемые вдыхают наркотик через кальян (чалам), смешивая дурман с табаком. В дальнейшем маланг использует препарат каждый раз, когда желает побеседовать со своими джиннами-хранителями. Остальные же  становятся учениками  практикующего маланга и приобретают магические способности после особой церемонии инициации. Желающие получить силы маланга через наставничество со стороны признанного практика, как правило, учатся у последнего в течение нескольких лет. В обмен на подарки, личные услуги и деньги, мастер-маланг будет передавать свои знания ученику, обучая, с какими духами взаимодействовать, с какими бороться, а также объясняя ему, как использовать лекарственные препараты и особые ритуалы исцеления. Когда мастер-маланг сочтет, что его ученик готов, он дает тому свой изен, «разрешение», чтобы подготовиться «повелевать духами». Только после этого ученик получает доступ к оккультным силам. Этот ритуал называется чилла нешастан, «сорокадневное чтение», или чаще касыда пухатан , что означает «завершение формулы».
       Посвящение подразумевает сочетание физического уединения (хилват), произнесения ритуальной формулы (зикр) и поста (руза). Несмотря на то, что посвящение называется «сорокадневное чтение», реальное количество дней, необходимое для завершения практики (вазифа), колеблется от двенадцати до сорока, в зависимости от тех сил, которых инициируемый надеется достичь. Посвящение происходит в келье мечети, в пещере или же на склоне горы, далеко от человеческих поселений. Из всех перечисленных вариантов пещера рассматривается как место наиболее подходящее, потому что, как говорят, именно в пещере во время уединения Пророк Мухаммад получил откровение Корана.     
       Когда посвящаемый и его учитель выбрали подходящее место для инициации, наставник дает указание своему ученику нарисовать на земле семь вложенных друг в друга кругов.  Посвящаемый должен сидеть внутри центрального круга и постоянно читать зикр (имясловие). Считается, что такие круги являются барьерами против вторжения духов; для защиты каждого из семи кругов инициируемому открываются специальные формулы, которые при правильном прочтении одновременно заставляют подчиниться конкретного джинна и защитить читающего от сверхъестественного вреда. 

2

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'