staty

 

Князь сызнова покачал головой из стороны в сторону в знак согласия. Дервиш же, приняв в руки вновь наполненную мною фильджан, продолжил:
     — Религиозное миросозерцание издревле характеризовалось идеей пророка — посланника Божия, то есть человека, находящегося в особом, личном отношении к Богу, получающего откровения свыше и становящемся посредником между Богом и людьми, которые через него получают священный закон и Писание. У иудеев таким посланником был Моисей, передавший своему народу святой Закон Тора; христианство сформировалось с приходом Иисуса Христа, принесшего писание Евангелие; и, наконец, ислам сложился с приходом посланника Мухаммеда и священной книги Корана. Таково моё мнение, — заключил свои философические рассуждения дервиш.
     — Средь моего народа есть множество и таких, коих называют «отделившимися», — начал свой вопрос князь. – Это многие люди не принявшие ни иудаизма, ни христианства, ни магометанства. Зачем они Богу?
     — Всё так же просто, как прекрасна твоя бикэ, ответствовал дервиш. — Всем своим народам Бог дал свободу религиозных предпочтений. Более того, свобода предпочтений Богом вменяется человеку, вводится в рамки чисто внутреннего нравственного отношения к Богу: быть добрым или злым, принять или отвергнуть предлагаемый ему закон Божий, оставаться верным этому закону или отступить от него, одним словом, быть в сердце своём с Богом или без Него – это зависит от самого человека, и сие опять-таки предопределено Богом. Предопределено для того, чтобы всегда были отделившиеся, из коих будут являться миру новые пророки. С течением времени в подлунном мире рождаются новые народы и каждому из них надобно дать сообразные заповеди. А кто даст? Отделившиеся. Ибо они отделились не от Бога, а токмо от религии. И главная Божья задача для отделившихся – бороться с отправителями религии — священниками, то есть следить за правильным и точным соблюдением заповедей Его.
     Изумление Его светлости на столь парадоксальный ответ дервиша было столь велико, что явно читалось на княжьем обличии. И, дабы упредить новый вопрос, дервиш молвил:
     — Лицезрел намедни, как в одном из бахчисарайских храмов священнослужители торговали символами веры. А в святых книгах однозначно сказано, что храм – не место для подобного. Святой долг отделившихся — ткнуть верующих лицом в сию мерзость, священниками творимую. Ибо верующие слепы в вере своей.
     Дервиш отыскал на сет подушку, подоткнул себе за спину, откинулся на неё и прямо посмотрел в глаза князю. Сие был знак, что продолжение беседы нежелательно, а желателен отдых телу странника.
     — Сагъ олунъыз! Спасибо за беседу, — искренно молвил князь Ширынский. – Рад буду видеть тебя в моём доме, если захочешь или ежели случится нужда. Ты мудр, дервиш. Уповаю, что будешь услышан. Да не оставит тебя Аллах в своей милости.
     В знак прощания Его светлость прикоснулся ладонью к сердцу и, поворотившись в мою сторону:
     — Ваша светлость, в течение философической беседы не запамятовала ли ты, что мы намерены присоединиться к празднеству крымских иудеев – Пурим, и дарить встречным бедным людям и детям подарки?
     Услыхав сие, дервиш приподнялся на сет, глянул на меня так, словно огнём ожёг, и вдруг твёрдо изрек, обращаясь к Его светлости:
     — Князь, твоя бикэ грациозна как горная лань и прекрасна словно цветок граната. Оберегай её отныне особо, поскольку у неё под сердцем в эту самую минуту зародился твой сын. Аллах даровал вам не только счастье продолжения рода, но и время, дабы взрастить его.
     Нынче, по прошествии семи дней от слов дервиша, повитуха подтвердила первый из трех посулов божьего странника – я понесла…

     *Къавехана – кофейня (тур.)

Запись опубликована автором Александром Чердак в рубрике "Осколки древностей или прелюбопытнейшая история Крымского ханства".
1  2  3  4

Сайт "Живое Знание"