staty
Высказывания мастеров о дервишах

   Сияющий луч,
                                           обращающий в золото черное сердце -
                                               вот алхимия, являемая в кругу дервишей.
                                                                                                       Хафиз
                                                                                                                                                  
     Юсуф ибн Хусейн: "Ненасытный человек – наихудший из людей, искренний дервиш – наилучший".
     Абу Абдоллах Магриби: "Дервиш, который отстраняется от мира, пусть он и не подвизается на поприще добрых дел, на гран добродетельнее, чем благочестивый богослов".
     Або'л-Хасан Харакани: "Дервиш – это тот, кто отстранен и от этого мира, и от мира иного, не испытывая любви ни к земле, ни к небесам, поскольку и то и другое презренно его сердцу".
     Або'л-Хасан Харакани: Дервиш – это тот, чье сердце свободно от помышлений. Он беседует не разговаривая, он видит и слышит, не смотря и не слушая; он принимает пищу, не вкушая ее. Он не движется и не покоится, он не радостен и не печален".
     Абу Бакр Васити: "Дервишу следует развиваться посредством света сердца, современные же мистики ковыляют на костылях".
     Джафар Холди: "Когда ты находишь дервиша, который обильно питается, знай, что либо он не осознаёт мистический момент (вакт), дарованный ему, либо он скоро сойдет с пути, либо его духовное состояние стало бесплодным".
     Яхью ибн Маадха спросили: "Что это значит – быть дервишем?" Он ответил: "Иметь в миру единственное богатство – достояние Божие".
     Когда Абу Хафса Хаддада спросили, что значит быть дервишем, он ответил: "Выказывать свою приниженность (шекастеги) перед Всемогущим".
     Ансари: "Что значит быть дервишем? Внешне – без притворства, внутренне – без раздоров. Дервиш не имеет имени и репутации, не знает ни войны, ни мира".
     Абу Мохаммад Джорайри: "Быть дервишем — значит быть неимущим; то же, что приходит к тебе, не считай своим. В этом смысле Коран отсылает к тем, которые "любят выселившихся к ним..., дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение" (59:9); это означает, что не следует ожидать награды за терпение".
     В "Восхвалении дервишей" Ансари пишет: "Существует сообщество тех, кто никогда не застревает в чащобе зависти, на чьи одеяния смирения никогда не оседает пыль нафса, и чьи глаза не ест дым эгоистического желания. Они – владыки Пути в одеянии бедности и подобны ангелам в человеческом облике, когда величественно шествуют по своему пути".
     Саади: "Внешние приметы дервиша – потрепанный плащ и нечесаные волосы, однако его реальность – живое сердце и умерщвленная душа".
     Абу Бакр Хамадани: "Три качества делают человека дервишем: первое – он ничего не домогается; второе – не отказывается от того, что подают; третье – не откладывает полученное впрок".
     Абу Саид Абиль-Хайр: "Кто притязает именоваться дервишем – не дервиш; имеющие притязания – не дервиши. Именование "дервиш" подразумевает качества бытия настоящих дервишей. Ищущий Истину неизбежно встречается с дервишами на своем пути, ибо они – дорога к Реальности".
     Вознося хвалу дервишам, Хадж Молла Хади Сабзавари пишет:
"Вся мирская чеканка, монетный двор и печать –
фальшивки, подделки.
Единственно подлинная монета—
это алхимия взгляда совершенного дервиша.
Огонь не свойствен тому, что воспламенило
неопалимую купину в Палестине.
Жар сердца дервиша –
вот подлинный огонь.
Обязательные молитвы, рвение святош
не приводят к успеху.
Лишь любовь действенна, лишь любовь сохраняется,
лишь любовь – цветок дервишей."
     В Маснави Руми пишет о дервишах так:
   "Бог устраивает дела дервиша так, чтобы он жаждал Бога, а стремления того, кто жаждет иного, чем Бог, склоняет к мирским вещам; такой человек в неведении и отступничестве сбивается с пути. Он – дервиш лишь с виду, он не принадлежит к духовной семье. Не бросай кость нарисованной собаке! Его нуждание, скорее всего, это нужда в пище, а не в Истине. Не ставь же блюд перед этими безжизненными муляжами людей.
     Дервиш, пекущийся о куске хлеба – как рыба на берегу: без моря это лишь видимость рыбы. Он подобен домашней птице, а не небожителю симургу; он занят своим желудком вместо того, чтобы заниматься Богом. Ради куска хлеба он может любить Господа, но в душе он не влюблен в Прекрасного и Возвышенного".
Руми также пишет:
     "Дервиш не пребывает в мире, а если пребывает, то это не дервиш. На самом деле его сущность вечно пребывает в Божественном, а индивидуальные черты исчезли в Личности Всемогущего. Точно так же пламя свечи при солнечном свете исчезает, на самом деле присутствуя.
     Оно здесь – попробуй-ка поднести хлопок! Но при ярком свете солнца его не видно. Свеча пребывает без свечения, ибо его поглотил яркий свет солнца".
     "Как это так, – спросили у Абу Саида, – что Бога можно увидеть, а дервиша нет?». Он ответил: «Это оттого, что Бог – сущий, а сущее можно видеть. Дервиш – не-сущий, а не существующее не увидишь".
Абу Саиду Абиль-Хайру приписывают три следующих рубаи:
"Ничего не желай, не стремись к преобладанию
над этим или тем.
Не поддавайся скорби и печали,
если ты дервиш.
В сфере Божественного, уединившись,
наслаждайся одним:
отрешенностью
от небесного и земного.
 
Всё, что существует,
существует для дервишей.
Они– впереди,
в первых рядах при дворе Божьем.
Общайся с ними,
води дружбу с ними,
Они – алхимия, способная превратить
медь твоего бытия в золото.
 
Среди дервишей
не ищи выгоды, не думай об убытке.
Не считай, что обладаешь свободой воли
хотя бы на прядь волос.
Не зови мистиком того, кто, ревностно веруя,
всё еще гонится за мирским".
     Руми пишет в стихах о реальности дервиша:
"Дервиш это тот, кто с каждым выдохом
расточает целую вселенную,
кто возвещает тайны каждого мира.
Дервиш нищенствует не ради куска хлеба,
он оживляет душу".
     У Харакани спросили: "Что такое бытие дервиша?" Он ответил: "Это океан, питаемый тремя истоками: умеренностью, великодушием и независимостью от Божьих тварей".
     Ансари:
"Быть дервишем –
значит быть комком просеянной земли,
на которую сверху слегка брызнули водой.
Это значит быть тем, что не ранит подошву ног
и не оставляет пыльного следа".
 
Отрывок из книги Дж.Нурбахша «Духовная нищета в суфизме».

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'