staty

Сочетание святых и демонических сил в дервише

     Демонические персонажи — дэв, арап и пери в турецких волшебных сказках выполняют не только функцию противников главного героя, что соответствует их демонической при­роде, но также функцию помощников. Дервиш в турецких волшебных сказках является только помощником, концентрируя вокруг себя доб­ро и святые силы. Однако, ряд характеристик этого персонажа вводит его в ранг сверхъестественных существ, имею­щих связь с миром демонов.
     Дервиш в обычном понимании этого термина — мусульманский странствующий монах, давший обет бедности, живущий на подаяние, человек, отказавшийся от всех мирских благ. Дервиши объединялись в ордены, или братства, которые по уставу отличались друг от друга, но всегда были связаны с суфизмом — религиозно-философским уче­нием, распространенным на мусульманском Востоке. В народе счита­лось, что дервиши умеют колдовать, а в переносном значении слово дервиш обозначало даже «нищий, бродяга».
Необходимо подчеркнуть, что дервиш в турецких сказках — это человек исключительной святости, служитель Аллаха, отшельник, отказавшийся от земных благ. Вместе с тем он обладает магической силой, может распоряжаться волшебными предметами, как колдун. В текстах турецких волшебных сказок он обозначается словами dervis и dervis baba, где baba означает «отец», «родитель», в переносном значе­нии — «благодетель»; это слово может употребляться также при поч­тительном упоминании или обращении к человеку старшему по воз­расту. Поэтому при переводе турецких сказок на русский язык dervis baba, согласно общему контексту той или иной сказки, передается как «старик-дервиш», «отец-дервиш», «батюшка-дервиш».
Вместе с тем слово baba в религиозной традиции обозначает главу (шейха) некоторых дервишских орденов, а также бродячего пропо­ведника, миссионера, старца-наставника. Большое число тюркских странствующих дервишей (baba) появилось в Малой Азчи в XIII в. во время нашествия монголов. Вообще сельджукидский период в Малой Азии отличался тем, что мистицизм был тесно связан с распростране­нием и утверждением мусульманской культуры в этом регионе. Дервиши-суфии пользовались поддержкой сельджукидских властей, им оказывали покровительство и при дворах других правителей, напри­мер Ирака. Популярности ислама среди населения (в том числе хри­стиан) способствовали такие качества дервишей-мистиков, как госте­приимство к путникам, забота о больных и бедных. Энтузиазм, с ко­торым они проявляли свои душевные качества в чисто практических делах, резко отличали их от ортодоксальных мусульман. Как отличи­тельная черта дервишей эта традиция оказания помощи ближним со­хранилась в текстах турецких сказок вплоть до наших дней.
Отметим положительные характеристики данного мифологиче­ского персонажа.
       1.Влияние дервиша на появление у бездетных людей потомства.
 2.Дервиш выступает в роли спасителя и советчика.
 3.Дервиш может оживить человека.
 4.Дервиш может выполнять функцию дарителя волшебных пред­метов, помогающих героям достичь благополучия.
     Несмотря на эти безусловно положительные действия по отноше­нию к герою-человеку — действия спасителя, помощника, советчика, дарителя, — дервиш производит впечатление существа опасного, об­ладающего магической силой неясного происхождения. Это подтвер­ждается следующими обстоятельствами. Так, дервиш всегда появля­ется перед героями турецких волшебных сказок в диком, пустынном месте, даже в горах, т.е. в неблагоприятном, «чужом», «опасном» пространстве волшебной сказки. Хотя, конечно, человек, посвятивший себя отшельнической жизни, вроде бы и должен находиться в пус­тынных местностях, однако именно такие места — обычное обитали­ще дэвов, существ демонической природы. Дервиш, обладая магиче­ской силой, как хозяин волшебных предметов, связан со сверхъесте­ственным миром. Другими персонажами, которые выполняют функ­цию дарителя волшебных предметов в турецких сказках, являются арап, т.е. джинн, и падишах пери — существа безусловно демонические. Таким образом, дервиш не просто свя­той отшельник, посвятивший себя молитвам Богу, а колдун, которого функция дарителя волшебных предметов сближает с такими опасны­ми сверхъестественными персонажами, как арап и пери.

 Фрагмент из книги  И.В.Стеблевой "Очерки турецкой мифологии". М."Вост.лит." 2002 г.

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'