staty

Маламатийа (Путь упрёка)
 
     Маламатийа ( ملامتيه‎‎ тот, кто ищет порицания) — название мистико-аскетического течения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма.
Маламатийа было направлено против показной набожности, нарочитого соблюдения внешней обрядности. Иногда его последователи намеренно совершали поступки, которые считались предосудительными.
     Али ибн Усман аль-Джуллаби аль-Худжвири в главе о Маламатийа ("Путь упрека") пишет:
"И чем больше они глумились надо мной, тем радостней становилось у меня на сердце. Это испытание явилось для меня средством избавления...
Благодаря этому я понял, почему шейхи всегда дозволяли глупцам оставаться возле себя для беседы и по какой причине они терпели их назойливость". 
(с) Раскрытие скрытого за завесой для сведущих в тайнах сердец. Кашф аль-Махджуб ли Арбаб аль-Кулуб.
     Течение Маламатийа встречается среди части суфиев, но оно имеет определенное влияние и на широкие массы мусульман. Это течение принято называть равиш-и Маламатийа — «поведение Людей порицания».
     Оно противостоит лицемерию. Лицемер с коварными и злостными намерениями желает казаться добрым. Но представитель течения «людей порицания», будучи по натуре добрым и доброжелательным, старается казаться злым и недоброжелательным, дабы не привлекать к себе внимания людей. Например, не употребляя спиртное, желает казаться пьющим, не занимается прелюбодеянием, но ведет себя так, чтобы люди приняли его за прелюбодея. 
     Такие суфии говорят, что их поступки направлены на обуздание предосудительных желаний, гордыни, страстей и вожделения, на уничтожение собственного «эго». Человек порицания специально поступает так, чтобы люди не симпатизировали ему и ни в чем не верили. Он не вор, но старается казаться таковым. Бывает и так, что он «похищает» имущество людей, чтобы его за это наказали и отвели в специальное место. А если его за этим занятием не поймают, то вернет «похищенное» на прежнее место. С собой носит бутылку с вином, но на самом деле абсолютно непьющий. 
     Ислам утверждает, что репутация, доброе имя мусульманина принадлежат не только ему одному. Мусульманин не имеет права порочить свое доброе имя среди людей. Ислам осуждает лживость и лицемерие, показную доброту, но осуждает и показную злость и недоброжелательность. Течение Маламатийа, которое представляет собой своего рода джихад против собственного «эго», исламом не одобряется, мало того саму концепцию джихада с собственным «эго» ислам считает неприемлемой.
     Философия Маламатийа такова - Человек живет в клетке, выкованной из страха. Один из самых больших наших страхов - боязнь осуждения со стороны других людей. И Маламатийа предлагает своего рода метод, позволяющий преодолеть страх. Готовность принять осуждение, даже и несправедливое, со стороны других людей - шаг к освобождению из клетки – так говорят Маламатийа. При общении с учителем ученик постоянно получает тычки по своему нафсу и даже если тычки эти вежливы и деликатны, они от этого не становятся менее болезненными. Что бы ни делал ученик - всё будет не то. Учитель становится живым упрёком. Пребывание рядом с Маламатийа - очень болезненное занятие. Говорят, что неподготовленный человек может сойти с ума или умереть.
     Европейские исследователи говорят, что Маламатийа - это вид аскезы, довольно близкий к юродству. Мне сложно об этом судить. Но по крайней мере внешние проявления похожи. Маламатийа является частью Пути дервишей каландари (каландаров). Каландары полностью игнорировали внешние проявления религиозности, отрицали любую обрядность и традиции, в том числе и бытовые, вызывая нарекания и раздражение со стороны других мусульман. Каландары были очень заметным явлением. Очень часто в советском кино дервишей показывали именно в образе каландаров (бродячий, нищий, дурашливый мудрец). Даже при советской власти каландаров не забыли, хотя по правде говоря их просто вытеснили из мира Советского союза. В Самарканде до сих пор есть район каландаров. Но самих каландаров там уже нет ни одного. Власти современного Узбекистана, также относятся резко против каландаров, да если честно говорить, то и более миролюбивые суфийские тарикаты вынуждены скрывать свое существование от обывателей.
     Иногда каландаров сравнивают с направлением юродства в индуистких традициях. Есть понятие: авадхута, святой, находящийся вне границ материального мира. Он весь живет в мире божественном, а тело его кажется слепым, глухим, нечувствительным и неумытым. Практика авторитетна, так как в Бхагавата Пуране описан царь Ришабхану, бывший воплощением Вишну, который своей жизнью подтвердил авторитетность такой практики. Человек странствует, ест что придется, кажется дурачком, но он живет только Богом и во имя Его. Может при случае дать совершенные наставления. Особенность этой практики в ее
чрезвычайной элитарности.

Источник: Сайт «Вторая реальность» ,http://akast.blogspot.ru/2011/07/blog-post_9603.html. Timoti, 2011

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'