staty

Эндогенные опиаты: немного о биохимии дервишей
 
                              Говорят: есть гашиш — так тоска не страшна,
                             С ним ни арфа, ни чаша вина не нужна.
                             По учению знающих точно известно:
                             Лучше сотни наркотиков — капля вина! 
                                           Омар Хайям (Перев. Н. Тенигиной)  
 
     Одно из произведений великого суфия Аль-Газали называется "Алхимия счастья". А в самом деле, возможна ли "алхимия счастья"?
     "Эндогенный" означает "генерируемый внутри тела". Эндогенные опиаты - целый ряд веществ (эндорфины, аналоги морфина и даже канабиоиды - вещества, действие которых сходно с действием марихуаны), которые не вводятся извне, но производятся организмом человека. Они оказывают воздействие на эмоции, вызывая ощущение легкой эйфории, а также на физическое состояние, вызывая обезболивающее действие, снижая аппетит, нормализуя артериальное давление, частоту дыхания и т.д. Они также уменьшают масштаб и эффект отрицательных эмоций. Проще говоря, эти вещества вызывают у человека состояние счастья. В настоящий момент учёные считают, что синтез эндогенных опиатов происходит в гипоталамусе и гипофизе. Однако есть также исследования, подтверждающие, что значительная их часть производится микрофлорой пищеварительной системы.
     В результате длительного и последовательного выполнения некоторых дервишеских практик происходит качественная трансформация обмена веществ, которая, в частности, приводит к увеличению выработки эндогенных опиатов в организме практикующего. Поэтому термин "алхимия счастья", который использовал Газали - далеко не метафора, а образы экстатического опьянения, встречающиеся в суфийской поэзии - Руми, Хафиза - не только аллегория.
     Возможно, читателям знакома известная восточная метафора — Господин, его возница и лошадь. (Варианты могут быть разные — возница, лошадь и повозка, или лошадь и всадник и т.д. — смотря какой оттенок смысла необходимо передать). Под лошадью нередко понимают физическое тело, под возницей - тонкое тело. То, что понимают под Господином, мы не будем пока определять с помощью слов.
     Возница управляет лошадью при помощи вожжей. Без вожжей — посредника, передаточного звена — перевод сигнала от возницы к лошади невозможен. Гормоны и другие субстанции выполняют роль передаточного звена (вожжей) в переводе сигнала от тонкого тела (возницы) к физическому (лошади). Возможно, потому, что из веществ, производимых физических телом, гормоны обладают наивысшей степенью «оживленности вибраций», по выражению Г.И.Гурджиева. Гормоны, однако, все еще могут наблюдаться при помощи научных приборов. Выше гормонов на шкале вибраций должно находиться нечто, что физическими приборами уже не улавливается.
Оно-то и приводит вожжи в действие - иначе говоря, именно тонкое тело (возница) дает сигнал гипоталамусу и гипофизу вырабатывать определенные «Гормоны счастья».
. «Гормонами счастья» называют целую категорию разных веществ, участвующих в создании у людей и животных чувства удовольствия, наслаждения и награды за определенные действия, и таким образом регулирующих поведение. Наиболее изученными из таких веществ являются дофамин (допамин), серотонин, окситоцин и эндорфины.
     Дофамин - это нейромедиатор или, образно говоря, «почтальон Печкин», переносящий послания между той частью нервной системы, которая отвечает за ощущения, и той, что дает команды к действию. В зависимости от послания первой, вторая часть принимает решение о желательности одних действий («пряник») и избегании других («кнут»).
     Механизм стимуляции дофамином может касаться как примитивных рептильных реакций типa «конфетка сладкая, поэтому я буду повторять действия, за которые ее получаю» до сложных задач, имеющих отношение к интеллектуальной деятельности. Ученые пришли к выводу, что причина стремления к приобретению знаний (которое мы считаем эволюционно продвинутым) также лежит в области получения дофаминового стимула: когда мы успешно разбираемся с трудной теоремой или находим решение задачи, мозг вознаграждает нас дозой "гормона удовольствия".
     Проблема, с точки зрения суфиев, не в самой системе поощрения, а в том, что нафс, или Командующее Я - смесь животных импульсов и самости - узурпировало ее для своих целей. Слишком многое из того, что мы делаем, основано на поощрении, исходящем от этой структуры. Я даже не говорю сейчас о демонических склонностях, когда человек получает удовольствие, мучая других (ни одно животное на это не способно). Я говорю о нас – «нормальных» людях, которые, к примеру, злорадствуют, когда с тем, кому они завидовали, случилось что-то плохое, или просто получают удовольствие, перемывая кости соседям. Разве нет?
     В своем обучении суфии отказываются от обещаний и угрозы - «кнута и пряника», в частности, для того, чтобы человек смог увидеть, насколько значительная часть его действий основана на системе поощрения, выстроенной Командующим Я. В обычной жизни мы всячески избегаем действий, которые не приносят нам дофаминового стимула и, наоборот, стремимся к тем, что дают его нам. Учась делать то, что нам не нравится, и не делать того, чего мы алчем, а также иногда приводить всю нашу систему поощрения в полный ступор, не получая никаких указаний или получая указание не делать ничего, мы приобретаем шанс освободиться от оков, в которых нас держит Командующее Я.
     Поведение суфиев, нередко непонятное, шокирующее или даже вызывающее порицание, демонстрирует то, что мотивация их поведения лежит за рамками такой системы поощрения – они внутренне свободны от нее. Они делают лишь то, что должно быть сделано, исходя из Любви и Долга, а не то, что им приятно или что принесет им похвалу.
     Система поощрения производит в нас эйфорию, за которую не приходится расплачиваться, если мы правильно выполняем задачи, поставленные перед нами Природой. Некоторые задачи относятся к выживанию и продолжению человеческого рода, поэтому в разумных пределах наслаждение едой и сексом вполне оправдано. (Зависимость - другой вопрос, но я сейчас говорю именно о разумных пределах). Большинство людей всю жизнь живут в убеждении, что этими задачами и ограничивается их вклад во вселенский обмен веществ. Построить дом, вырастить сына… и т.д. И это все хорошо, однако оно лишь малая часть того, что мы можем сделать для Великой Матери, получив в пользование человеческое тело.
     Наибольшее наслаждение мы получаем, полностью реализуя свой потенциал как человеческого существа. В частности, производя и отдавая высшие энергии, преображенные в нашем теле. Открывая восприятие для знаний, которые были нам ранее недоступны. (В моем личном списке на одном из первых мест – счастье Познания, ощущаемое в момент, когда постигаешь нечто новое, когда разные фрагменты складываются в цельную и прекрасную картину). Мы можем законно получать то удовольствие, которое с нами разделит Бог. Все это и есть «алхимия счастья» - переход от грубых форм наслаждения к высоким. Давая его нам, Природа благодарит и вознаграждает нас за помощь.
     «Алхимией счастья» назвал главный труд своей жизни великий суфий Аль-Газали. Он писал:
     «Итак, знай же, что человек создан не для пустого времяпрепровождения и развлечений, а дело его — великое, и важность его — большая. ...Хоть его тело и создано из праха и грязи, душа его относится к высшему и Божественному миру, хоть жемчужина его сущности поначалу запачкана скотскими, звериными и дьявольскими качествами, после переплавки в тигле Усердия она очищается от всей этой грязи и становится достойной близости к Божественным Чертогам, поднявшись из самых низших до высочайших. Человек по делам своим может быть и внизу, и наверху, но низший — это тот, кто опускается до состояния скота, зверей и чертей и становится пленником плотских желаний и агрессивности, а высший — тот, кто возвышается до состояния Ангелов и Пророков, освобождается из плена плотских желаний своего живота, половых органов и агрессивности, и сам берет их в плен, становясь их господином. И когда он доходит до состояния такого господства над пороками, он становится достойным быть Рабом Господа, а это достоинство — качество Ангелов и высшая степень человеческой сущности.
     А когда до него доходит все наслаждение близости Божественной Красоты, у него не остается сил оторваться от этой Красоты хотя бы на миг, и созерцание этой Красоты будет для него райской жизнью. А та райская жизнь, которая обещана его глазам, желудку и половым органам, будет для него слишком маленькой».

      Автор: Ас Салам  "Живой журнал".

Сайт "Живое Знание"