staty

Путевые заметки

     Дервиш и волки.
 
     На следующее утро, сидя в Султан Баба за пиалой чая, Карим рассказывал мне о своем разговоре с дервишем, которого мы встретили в Мунаджате. Старик поведал удивительную историю, случившуюся с ним на этом святом месте.
     Оказывается, что этот старый туркмен живет там, в полном одиночестве, уже несколько месяцев. Иногда приезжают паломники, чтобы провести обряд зиярата. Но чаще всего, он остается на этом месте один, наедине со своими молитвами.
     Поначалу он уходил на ночлег в близлежащее селение и только рано утром возвращался обратно. Делал он это потому, что его предупреждали: по ночам с гор спускаются голодные волки и охотятся на все съестное, что попадается на их пути. Были случаи, что они нападали и на одиноких странников. Все эти разговоры настораживали старика, и он никак не решался остаться в хижине на ночь.
     Однажды он все-таки превозмог свой страх. После вечернего намаза, по традиции читая зикр, он услышал голос: «Если ты по-настоящему веришь, ты не должен ничего бояться». Находясь под впечатлением от услышанного, он заложил камнями вход в хижину и приготовился ко сну. Когда он, почти погрузился в сон, совсем рядом он услышал жуткий, душу раздирающий, волчий вой. Бедный старик понял, что если волки учуяли его запах, то так просто они отсюда не уйдут. И даже те камни, которыми он завалил вход, навряд ли спасут его, так как волки достаточно изобретательны и смогут найти лазейку к своей жертве.
     Он попытался разжечь небольшой костерчик, насколько позволяло пространство хижины. Но хворост оказался сырым и никак не хотел разгораться. Старик совсем отчаялся, и машинально сунув руку в карман своего халата, нащупал там несколько, как ему показалось, сырных шариков, такие обычно дают путникам, когда они отправляются в дорогу. Но, вытащив руку и разжав пальцы, он увидел на ладони, при ярком свете луны, пробивающемся через щели в камнях, несколько головок опиумного мака.
     Он уже не помнил, как они попали к нему, но зато вспомнил, что опий уменьшает болевые ощущения. И если волки все-таки доберутся до него, то съев эти головки, возможно, он будет испытывать меньше боли, когда эти серые твари будут терзать его бренное тело. Быстро разжевав горько-пряные шарики и запив глотком воды, оставшейся в пиале, старик стал неистово читать заупокойные молитвы, готовясь к переходу в мир иной.
     Волки, действительно, учуяв человечину, начали кружить вокруг хижины, пытаясь то здесь, то там сделать подкоп под стены дряхлой лачуги. Но у основания хижины были выложены наиболее массивные камни, которые не поддавались неистовым попыткам разъяренных тварей.
     Бедный старик, погрузившийся полностью в свои молитвы, даже не заметил как опий выключил его сознание. 
     Очнулся он рано утром. Первые лучи солнца пробивались через щели в каменных стенах хижины. Сознание медленно возвращалось к дервишу и мысль, что он жив, заставила его открыть глаза. Несколько камней закрывавших вход, были смещены со своего места. И если бы «ночным гостям» удалось вытащить, хотя бы один камень, то путь к жертве был бы открыт. Но этого не случилось. То ли «серые разбойники» оказались не достаточно настойчивыми, то ли Всевышний сжалился и внял молитвам старого дервиша, но хозяин хижины остался жив.
     К следующей ночи старик подготовился уже основательно. Он принес несколько больших камней, чтобы выложить ими основание входа в хижину и заготовил сухого хвороста для разжигания костра. Но самое главное, он сходил на базар и купил несколько горстей опиумного мака, чтобы сделать из него «макуху», зелье, которое поможет ему пережить следующий приход серых хищников. Старик знал, что волки – умные звери. И если они в первый раз оставили свою добычу, то обязательно вернутся за ней еще раз.
     Как только на небе появились первые звезды, дервиш стал готовиться к возможному ночному визиту серых гостей. Заложив камнями вход, и приготовив «макуху», старик прочитал намаз и погрузился мыслями в зикр.
     Он не помнил, сколько прошло времени, и очнулся, когда услышал хриплое дыхание за стенами хижины. Волки подошли совсем бесшумно, не издав ни единого воя. И это была их хитрость. Как и в первый раз, они попытались сделать подкоп. Но тяжелые камни не поддавались лапам хищников.
     Выпив почти половину пиалы «макухи», старик принялся неистово читать зикр-джахрия, которому он научился у своего учителя, известного дервиша, еще в юношеские годы. Его звучный голос эхом разносился по склонам гор, воодушевляя волю и успокаивая сердце.
     С действием опия, старик почувствовал, как страх покинул его, и он смог здраво оценивать ситуацию. Теперь его восприятие расширило границы, дав ему возможность ощущать присутствие волков и попытаться управлять их поведением.
     Как только старик прекращал зикр, звери начинали метаться вокруг лачуги, пытаясь то там, то здесь выдавить камень из стены. С усилением зикра звери затихали и как бы прислушивались к звукам исходящим из хижины. Никогда прежде дервиш не молился с такой внутренней концентрацией и глубокой верой во всемогущество Аллаха, как в этот раз, когда жизнь и смерть виртуозно балансировали на острие его судьбы.
     Вспомнив об оставшейся «макухе», старик решил допить ее, но поднеся пиалу к губам, в его голову пришла шальная мысль – напоить этим зельем хищников. Но примут ли они это пойло? Немного подумав, дервиш достал из кармана своего заплатанного халата несколько кусочков сушеной баранины. Так же как опий, он купил их на базаре. Старик собирался съесть это мясо на ужин, но готовясь к ночной встрече, совсем забыл о заготовленном припасе. И только теперь вспомнил о нем.
     Замочив кусочки баранины в оставшейся «макухе», старик стал по одному нанизывать их на длинную ветку от хвороста и просовывать ее в небольшую трещину в стене. Учуяв запах мяса, хищники с остервенением набрасывались на добычу, даже не заметив привкуса «макухи».
     По подсчетам дервиша волков было двое, а может быть и больше. Но теперь его волновал только один вопрос, как будет действовать опий на серых хищников.
     Скормив волкам весь свой мясной припас, дервиш продолжил чтение зикра, временами прислушиваясь к тому, что происходит за стенами его жилища.
     Звери, одурманенные действием опия, мирно разлеглись перед входом в хижину. При свете луны дервиш мог видеть их лохматые тела, наблюдая за ними через дыры в каменных стенах. Его сердце было спокойно. Благодаря воле Всевышнего и неустанной молитве, он кажется, нашел выход, как обезопасить себя от домогательства серых хищников.
     С появлением первых лучей солнца волки проснулись и молчаливой стаей, находясь еще под воздействием ночной трапезы, медленно побрели вглубь каменистого ущелья.
     В очередную ночь старик был готов встречать «визитеров», приготовив для себя и для них, уже опробованное, опиумное угощение. В этот раз он решил устроить «серым гостям» по-настоящему барский ужин.
     Утром сходив на базар, дервиш выпросил у мясника пару килограмм бараньей требухи и приготовил из нее, что-то на подобии похлебки, напичкав это кушанье двумя горстями мака. Разлив угощение по двум мискам, старик выставил их рядом с хижиной и погрузился в молчаливый зикр, ожидая ночных гостей. И те не заставили себя долго ждать.
     Как только на темном небе появились первые звезды, и луна осветила ярким светом ущелье, послышался протяжный волчий вой. Теперь серые шли уже проторенной дорогой, в надежде, что и на этот раз им удаться чем-то поживиться.
     Услышав волчий вой, дервиш наскоро забаррикадировал вход в свое жилище и, выпив «макухи», затянул громкий и протяжный зикр, как бы вторя завываниям диких хищников.
     Старик был спокоен и сосредоточен, он был уверен, что его молитвы и на этот раз помогут ему остаться живым.
     Подойдя к дервишскому укрытию, волки учуяли запах угощения и с жадностью набросились на выставленную для них еду. Насытившись, они разлеглись недалеко от входа, переваривая маковое зелье и изредка подвывая в такт исходящему из хижины зикру. Очередная ночь прошла без кровопролития. На утренней зорьке волки не спеша покинули «гостеприимное» место.
     Благодаря вере и неустанной молитве, дервиш нашел методы воздействия на инстинкт хищников.
     В дальнейшем, волки еще не раз приходили к хижине старика и, получив свою порцию угощения, мирно подвывая ритмичной мелодии дервишского зикра, благодарили хозяина за его угощение.

Фрагмент из книги Санджара Абдул Малика «Люди упрёка и порицания».

Сайт "Живое Знание"