staty

 Тадж - корона дервишей

     Нет точных сведений о том, когда особый головной убор, именуемый тадж, фахр или кулях, стал использоваться как символ дервишей. Мустакимзаде в "Рисаля-и таджия"  сообщает, что  первым суфием, который начал носить такую шапку и надевать её на своих учеников, был Джунайд аль-Багдади ( ум. 909 г.). Также он пишет, что по другой версии, до Абу Касима Гургани ( ум. 1058 г.) суфийские шейхи не носили особых головных уборов. Чтобы отличаться от последователей других течений, Абу Касим Гургани стал носить состоящую из шести клиньев шапку, по верх которой повязывал чалму.
     Для доказательства необходимости ношения особых одежд суфии приводили как аяты Корана, например 7-й аят суры "аль-Араф", где говорится об  " одеждах богобоязненности", так и хадисы. Например, о том, что Посланник Аллаха (САВ), чтобы отличаться от многобожников, велел сахабам носить шапочку, на которую повязывали чалму. Или о том, что Мухаммад (САВ) повязал чалму Али.
     Надевание головного убора на себя и на других производилось с соблюдением особых ритуалов. Абу Хафс Шахабуддин Сухраварди пишет, что головной убор на мюрида может надеть только один шейх, ибо это способствует установлению духовной связи между шейхом и мюридом. Возложение головного убора часто происходило на особой церемонии,  с произнесением определённых молитв. Это является символом того, что он отказывается от своих дурных качеств и возлагает на себя благой нрав, которому обучал верующих Мухаммад (САВ).
     По головному убору можно было определить, к какому тарикату относится дервиш. Как правило, убор состоял из шапки, на которую наматывали чалму. Шапка имела свой специфический крой - верхняя её часть ( в турецких тарикатах - кубба), состоящая из определённого числа клиньев, насаживалась на околыш ( в турецких тарикатах - лянгяр). Околыш символизировал "дом шариата", а клинья "купол тариката". На шапку, образуя чалму, наматывалась ткань, которая именовалась "исаба". Свисающие концы чалмы назывались "рисаля" или "тайласан". Способы наматывания чалмы отличались в разных тарикатах. В зависимости от формы она могла именоваться "амамой", "дастаром", "фанаи". Такие головные уборы отличались также по цвету - они могли быть белого, зелёного, чёрного цвета.
     Во всём этом заключался свой символический смысл. Яхъя Агях Эфенди в своём сочинении "Асрар-и тадж-и саадат" раскрывает один из них. Согласно ему, точка на макушке шапки, в которой сходятся все клинья, сисволизирует единственность Всевышнего. Сами клинья указывают на множественность сотворённых. А соединение клиньев с околышем - на проявление единственности во множественности.
     В таких тарикатах как шазилия, химмития, мевлевия шапки были цельнокроеными, без клиньев. Согласно этим тарикатам, такие шапки символизируют Пророка Мухаммада ((САВ) как самого возвышенного пророка и святого. Согласно Мустакимзаде, не имеющие клиньев шапки символизируют тайну абсолютной единственности Всевышнего.
     Дервиши из тарикатов кадирия, каландария, ветви узбекия тариката накшбандия носили шапки, сшитые из двух клиньев, что было символом единения сущности Всевышнего и его атрибутов. В некоторых тарикатах кадирия и накшбандия были распространены шапки из трёх клиньев, которые именовались "сиккаи-и захаби" или "тадж-и адаб", а также шапки из четырёх клиньев, которые символизировали щариат, тарикат, марифат (духовное познание) и хакикат (истина). Яхъя Агях пишет, что такую шапку первым начал носить Абдулкадир Гилани. Наибольшее число клиньев (двенадцать и тринадцать) имели шапки тарикатов рифаия, бадавия, дасукия, саадия и джальватия.
     Ещё одним эдементом, по которому головные уборы разных тарикатов отличались друг от друга, была пуговица, монета, символические фигуры или украшения в виде розы, которые нашивались на макушку шапки, к месту соединения клиньев. Это служило символом "света Мухаммада". Впервые символические фигуры и украшения в виде розы стали использоваться в тарикате кадирия. Это могли быть пяти-, шести- или семиконечные звёзды, узоры в виде листьев и розы.  Пуговица символизировала единственность Аллаха.
     Традиция возложения ритуального головного убора сохраняется и ныне в исламском мире. Например, в Турции проводится церемония возложения короны на хафизов после завершения ими заучивания Корана. Истоки этой традиции следует видеть в суфийской практике, так как на турецком языке как корона, так и суфийский головной убор имеют одно и тоже название - "тадж".

                     Источник: Сайт "Исламосфера".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт "Живое Знание"