staty

Сад камней Дарвиш Хана

     Каменный сад - самый удивительный сад Ирана, который ежегодно посещают около 6000 иранских и иностранных туристов. Каменный сад Дарвиш Хана расположен примерно в 45 км от Сирджана в иранской провинции Керман и в 40 км от Шираза. Каменный сад удивляет посетителей, поскольку он застыл во времени. Сад был создан почти 4 десятилетия назад покойным Дарвиш Ханом Эсфандиарпуром после потери своего драгоценного плодового сада. Дарвиш Хан жил в этом саду со своим единственным сыном, невесткой и семью внуками до своей смерти в 2007 году
     Дарвиш Хан Эсфандиарпур, более известный как Дарвиш Хан, родился в январе 1925 года в деревне Миандоаб провинции Керман. Считается, что его дед был одним из могущественных правителей той эпохи, поэтому семья Дарвиша носит титул «хан» после своего имени. Дарвиш Хан был одним из основных землевладельцев Сирджана, одновременно зарабатывая на жизнь разведением овец и садоводством, в основном миндалем.
     Из-за врожденных заболеваний он не мог ни слышать, ни говорить. О нем ходит несколько мифов. Местные жители говорят, что однажды он боролся с двумя леопардами и убил их за охоту на одну из своих овец. Другие говорят, что раньше он развлекался, играя с волками и опасными змеями.
     Дарвиш Хан скончался 8 апреля 2007 года в возрасте 90 лет и был похоронен в своем каменном саду. Хотя на его похоронах присутствовало несколько представителей Организации культурного наследия и туризма, его смерть, как и его жизнь, по большей части прошла в уединении.
     Дарвиш Хан - воплощение архаичного мистического человека, который не только не ценит осязаемый аспект мира, но и создает сад из камней, чтобы помолиться в нём и найти способ достичь Бога. Видение святого предполагает, что глухонемой человек, неспособный к общению, начинает духовную беседу, кладя тотемные и значительные камни разного размера, останки скота или другие предметы на ветки сухих деревьев.
      Хотя он был простым садовником и пастухом, его абстрактные работы были признаком его большого воображения. При жизни из-за его инвалидности общение никогда не было легким, однако Дарвиш Хан всегда стремился показать свои работы и рассказать жестами о них многочисленным посетителям своего Каменного сада. Он оставил после себя бесценное наследие, которое заставляет посетителей  задуматься о глубине жизни и смерти, о себе и о Боге.
 
      Каменный  сад состоит из сухих деревьев с кучей висячих камней разных размеров. Стволы и ветви сухих деревьев были основой каменного сада Дарвиш Хана, и на этих деревьях он соединял камни различной формы или любые другие предметы, даже останки мертвых животных, которых он находил там, где жил. У него было особое жестикулированное описание каждого из этих украшенных деревьев, и указывая на небо, а затем на свои работы, он пытался поделиться своими мыслями и воображениями.
     Учитывая вес некоторых камней, для создания этого сада было вложено много усилий. Один из жителей села вспоминает, что через три месяца после смерти Дарвиш Хана одно из деревьев рухнуло. Чтобы возвести его снова, потребовалось 3 или 4 человека, хотя изначально Дарвиш Хан действовал в одиночку.
     Непонятно, что вдохновило Дарвиша Хана на создание этого сада. Одна теория, подкрепленная заявлениями его невестки Мехр Азам, заключается в том, что  все началось примерно в 1961 году с общенациональной земельной реформы. Дарвиш Хан вместе со многими другими крупными владельцами потерял большую часть своих земель. Для него это был сильный удар.
     Несмотря на то, что он страдал от упомянутой инвалидности, он сумел найти умный подход, чтобы выразить протест против правительственных распоряжений, которые чуть не разрушили его жизнь.
     В ответ на эту потерю он начал делать что-то неземное; свисающие камни с сухих веток деревьев.
     Он начал процесс через несколько лет после земельной реформы. Дарвиш Хан собирал камни, пас овец в соседних районах и неустанно трудился в своём Каменном саду, украшая сухие деревья.
     Есть два рассказа об источнике деревьев. Некоторые говорят, что Дарвиш Хан в знак протеста отказался от ухода за своим садом и начал строить Каменный сад, используя те же деревья. Однако некоторые другие говорят, что он  собирал сухие стволы деревьев в этом регионе и закреплял их в земле для своего проекта, поскольку они считают, что Дарвиш Хан никогда не рубил живое дерево для этой цели.
      Непростая история и с камнями, Дело в том, что ни один из камней, которые сейчас висят в саду, не может быть найден хотя бы в радиусе 5 км; это означает, что процесс создания сада занял очень много времени, и за ним стояли огромные усилия. Иногда Дарвиш Хану требовалось два месяца, чтобы доставить один большой кусок камня в сад.
     Почти все камни несут особые воспоминания или события из жизни Дарвиш Хана. Например, когда его сына призвали на военную службу, он принес камень размером с человеческую голову, чтобы повесить его в качестве знака для своего сына.
     Его усилия на протяжении всей жизни привели к созданию сада площадью 1000 квадратных метров с 180 деревьями.
 
     Иранский кинематографист Парвиз Кимиави увидел потенциал этого места и в 1976 году создал художественный фильм под названием «Сад камней», в котором сам Дарвиш Хан играл в качестве главного героя. В том же году фильм получил Серебряного медведя на 26-м Берлинском международном кинофестивале.
      В фильме: « Пастух Дарвиш Хан однажды засыпает в пустыне и ему снится удивительный сон. Когда он просыпается, он находит странный камень под своей головой. Он забирает камень с собой домой и вешает его на дерево. Этот инцидент повторяется в последующие дни, и вскоре Дарвиш Хан создает каменный сад вокруг своего дома. Довольно скоро весть о его саде распространяется, и люди из окрестных деревень приезжают посмотреть на него. Жена Дарвиш Хана решает взимать с людей плату за просмотр сада, и в результате сильно портит жизнь герою фильма ».
     Спустя 28 лет, в 2004 году, Кимиави вновь посетил Дарвиш Хана чтобы снять ещё один  фильм  «Старик и его каменный сад»  и убедить чиновников объявить это место национальным достоянием.Фильм рассказывает историю пастуха из провинции Керман, который был достаточно храбрым, чтобы воплотить в жизнь то, что он вообразил, создав один из самых странных садов Ирана и мира.

Источники:

Сайт "Живое Знание"