staty

 

       Во времена Джами (ум. 1412) положение было иным. Этот поэт-суфий, процитировав    отрывок из Шихабаддина, пишет: «Что касается тех людей, которых мы сейчас зовем каландарами и ко­торые освободили себя от узды ислама, то качества, о которых мы только что говорили, им чужды и их скорее следовало бы называть хашавийа»17. Оба, Сухраварди и Джами, отмечают, что не надо путать с настоящими каландарами тех, кто рядится в одежду каландаров, чтобы участвовать в дебошах.
       Турецкие каландары в конце концов объединились в отдель­ный орден. Одна их группа возводит свое происхождение к ис­панскому арабу-иммифанту по имени Йусуф ал-Андалуси. Пос­ле того как его изгнали из ордена бекташийа за неуемный нрав, он безуспешно пытался вступить в орден мавлавийа, и кончил тем, что основал самостоятельный орден под названием каландар. Он требовал от своих дервишей, чтобы они непрерывно бро­дяжничали18, однако в царствование Мухаммада II (1451 — 1481) в Стамбуле появилась обитель каландаров с мечетью и медресе19. Эвлия Челеби упоминает обитель индийских каландаров в Кагид- хана (предместье Скутари), факиров которой султан Мухаммад обычно кормил обедами20. Существовал еще один орден каланда­ров в начале нашего века в Алеппо. Муджирадцин описывает завийу каландаров в Иерусалиме, посреди кладбища Мамилла. Преж­де это была церковь под названием ад-Даир ал-Ахмар, которую некий Ибрахим ал-Каландари приспособил под завийу для своих фукара, но завийа эта превратилась в руины около 893/1488 г.21.
 
                                             Примечания
 
1 См.: Нвийа. Расаил, с. 126. Разные фатвы по этому пово­ду приводит Мухаммад б. Тавит ат-Танджи в своем издании «Шифа» Ибн Халдуна, цитируя «Ал-ми’йар» Ахмада ал-Ваншариси. Одна из них принадлежит самому Ибн Халдуну, который не был суфием, и его произведения ясно говорят, сколь поверх­ностным было его понимание суфизма.
2 См. его «Рисалат ал-маламатийа», опубликованную 'Афифи в «Ал-маламатийа», с. 86—87. Терминология, касающаяся «трех путей к Богу», а также различий, не совпадает с термино­логией у других авторов. У Наджмаддина Кубра мы находим ахй- ар, абрар и шуттар (см.: Ал-усул ал-'ашара, изд. Моле), у Ибн ал-'Араби — 'уббад, суфийа и маламатийа (Ал-футухат ал-мак- кийа (изд. 1326 г. х.), III, с. 34 и сл.); см. также: Афифи. Мала­матийа.
         3 ас-Сулами у ’Афифи. — Там же.
      4 Ас-Сулами выделяет трех отцов-основоположников этого движения, все трое — нишапурцы: Абу Хафс ’Амр б. Салма ал- Хаддад (ум. 270/886), Хамдун ал-Кассар (ум. 271/884) и Са’ид б. Исма'ил ал-Хайри, известный под именем ал-Ва'из (ум. 298/ 910) — там же. Ал-Худжвири посвящает малама целую главу в своем «Кашф ал-махджуб».
         5 Афифи. Маламатийа.
      6 ас-Сухраварди. 'Авариф.
        7 Повторения в зикре не следует отождествлять с чрезмерны­ми молитвами ортодоксального ислама, такими, как навафил, добавляемый к обязательным молитвам, или таравих, чаще все­го связываемый с благочестием в период рамадана, так как они не отличаются от ритуальной молитвы по форме, а следовательно, и по духу, хотя нельзя не согласиться, что зикр, читаемый после ритуальной молитвы, нередко для среднего члена ордена значил больше, чем таравих.
        8  ас-Сухраварди. ’Авариф.
      См. ранее, гл. VII.
     10  ас-Сухраварди. 'Авариф, с. 56—57.
     11  Макризи. Хитат, II.
       12 Sauvaire. Description.
     13 Формулы зикра, установленные четвертым преемником Хидра Руми, Кутбаддином б. Сарандазом Джаунпури (ум. 1518), безусловно, шиитские: «Йа Хасан втиснут между бедрами, Йа Хусайн на пупке, Йа Фатима на правом плече, Йа 'Али на левом плече и Йа Мухаммад — в душе» (ас-Сануси. Салсабил, с. 155, 154—164 посвящены практике этого индийского ордена).
      14 Макризи. Хитат, IV.
      15 Далак, см.: Sauvaire. Description.
      16 Ибн Баттута. Рихла, III.
      17 Хашавийа — секта, называемая также сакатийа или кара­мийа, члены которой признают у Бога наличие атрибутов, от­личных от его сущности. 'Абдалкадир ал-Джилани использует это слово в осуждающем смысле в своем 'акида (см.: Ал-фуйудат ар- раббанийа, с. 37). Но здесь Джами употребляет его в уничижи­тельном значении.
     18 D'Ohsson. Tableau, IV, 2, с. 684.
     19 Hammer. Histoire, XVIII, с. 110, 131.
     20 Evliya Chelebi. Narrative, с. 198-199.
     21 Муджираддин. Ал-унс (пер. Совера), с. 198—199.


    Отрывок из книги Дж.С. Тримингема "Суфийские ордены в исламе"(Приложение).
1  2  3

Сайт "Живое Знание"