Ишыки легко впадали в ересь. Однажды в Филиппополе была обнаружена секта хуруфи, и указы дважды (№ 41, 48) называют ишыков хуруфи. Здесь уже предел милосердия кончается: указ (№ 1) повелевает, чтобы они были арестованы и закованные отправлены в крепость— в Кютахью. Как заметил уже в XV в. так называемый мюльбахский студент, хуруфи сжигались. Постепенно, однако, ишыки смиряются. Они отказываются от шиитства и принимают суннитский облик. Духовенство и соседи свидетельствуют перед властями их благонравное поведение. Ишыки исправились, они ходят уже в мечеть, обзавелись семьями и т. д. Материальные соображения заставляют их каяться, и преследования прекращаются.
Было время, когда указы (№ 7, 10) запрещали брать их в завие.
Но вскоре ишыки заслужили доверие: их назначают в текке для проповеди мусульманам-суннитам (указ № 12). Устроившись в текке и завие, они понимают все выгоды, проистекающие из этого. Они укрепляют господство над окрестными деревнями — над крестьянами.
Как происходит это, показывает история поселка в Соуксу в Крыму (уж не Соук-су ли это, что под Гурзуфом?).
Шейх Мустафа вкупе со «святым» дервишем строит завие. Около него поселились крестьяне; словом, образовалась деревушка, и сначала шейх, а после смерти его дети (Ахмед и Али), хозяйничая, собирали десятину и тем самым причиняли казне убыток. Обеспокоенный ущербом Стамбул шлет указ (№ 16) кади Судака для разбора дела.
Постепенно ишыки начинают притеснять крестьян; крестьяне работают на их земле, возделывают виноградники, а шейхи продают вино левендам (указ № 12). Деревня всецело попадает к ним в руки. Военные власти — приграничные беи видят в ишыках классово близких себе людей и помогают им вести хозяйство: определяют для работы на текке «много рабов» (указ 12). Дервиши потом хвастают, что вся работа лежит на рабах.
Люди практические, ишыки берут на себя подряды, ремонт Сеиди- гази, пристраиваются к вакуфам (указ № 42). Пожертвования, которые притекают на гроб угодника, они скрывают. Обязавшись хранить вакуфное имущество, ишыки преследуют исключительно личные цели. Хозяйство, конечно, разрушается, и, когда им указывают на уменьшение доходов, они ссылаются на неурожай, выставляя объективные причины — «небесную кару». Они знают, что все сойдет им с рук. Их поддержат и наибы, которым тоже кое-что перепадает от ишыков.
История старого завие Сары Салтука представляет красочную иллюстрацию эволюции ишыков на протяжении столетий.
Ибн Баттута, посетивший в первой половине XIV в. Сары Салтук, отметил, что тамошнее население уклоняется от суннитства. Потом там укрепились дервиши-ишыки, поддерживавшие Бедреддина Симавнаоглу. В XV в. старые текке (Сары Салтук и Сеидигази), зараженные шиитством, настроены были антиправительственно. Но к концу ХVI в. обстановка переменилась: у текке скопились большие земли и между текке и властью установилась дружба. Текке, сначала навлекавшие подозрение, заслужили теперь благоволение. Указ № 54 от 1584 г., напоминая о вакуфах, дарованных султаном Баязидом завие Сары Салтука, оберегает права дервишей, живущих в старых постройках.
В XVII в. дурная слава об ишыках уже позабыта. Эвлия Челеби, описывая Сеидигази, поет хвалу дервишам (бекташи), живущим там. Со слов дервишей он пишет, что сельджукидские беи созидали и приукрашивали текке: построили куббе, имарет и пр. Во время Эвлия Челеби там было более 200 дервишей, все это были люди добронравные, твердые и кроткие.
*Хуруфи (хуруфиты) - шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в XIV в.
Отрывок из избранных сочинений академика В.А.Гордлевского. Том III. "История и культура"
1 2