staty

 

       Ишыки легко впадали в ересь. Однажды в Филиппополе была обнаружена секта хуруфи, и указы дважды (№ 41, 48) называют ишыков хуруфи. Здесь уже предел милосердия кончается: указ (№ 1) повелевает, чтобы они были арестованы и закованные отправлены в кре­пость— в Кютахью. Как заметил уже в XV в. так называемый мюльбахский студент, хуруфи сжигались.    Постепенно, однако, ишыки смиряются. Они отказываются от шиитства и принимают суннитский облик. Духовенство и соседи свидетель­ствуют перед властями их благонравное поведение. Ишыки исправи­лись, они ходят уже в мечеть, обзавелись семьями и т. д. Материальные соображения заставляют их каяться, и преследования прекращаются.
       Было время, когда указы (№ 7, 10) запрещали брать их в завие.
Но вскоре ишыки заслужили доверие: их назначают в текке для про­поведи мусульманам-суннитам (указ № 12). Устроившись в текке и завие, они понимают все выгоды, проистекающие из этого. Они укреп­ляют господство над окрестными деревнями — над крестьянами.
       Как происходит это, показывает история поселка в Соуксу в Крыму (уж не Соук-су ли это, что под Гурзуфом?).
       Шейх Мустафа вкупе со «святым» дервишем строит завие. Около него поселились крестьяне; словом, образовалась деревушка, и сначала шейх, а после смерти его дети (Ахмед и Али), хозяйничая, собирали десятину и тем самым причиняли казне убыток. Обеспокоенный ущер­бом Стамбул шлет указ (№ 16) кади Судака для разбора дела.
       Постепенно ишыки начинают притеснять крестьян; крестьяне рабо­тают на их земле, возделывают виноградники, а шейхи продают вино левендам (указ № 12). Деревня всецело попадает к ним в руки. Военные власти — приграничные беи видят в ишыках классово близких себе людей и помогают им вести хозяйство: определяют для работы на текке «много рабов» (указ 12). Дервиши потом хвастают, что вся работа лежит на рабах.
       Люди практические, ишыки берут на себя подряды, ремонт Сеиди- гази, пристраиваются к вакуфам (указ № 42). Пожертвования, которые притекают на гроб угодника, они скрывают. Обязавшись хра­нить вакуфное имущество, ишыки преследуют исключительно личные цели. Хозяйство, конечно, разрушается, и, когда им указывают на уменьшение доходов, они ссылаются на неурожай, выставляя объектив­ные причины — «небесную кару». Они знают, что все сойдет им с рук. Их поддержат и наибы, которым тоже кое-что перепадает от ишыков.
       История старого завие Сары Салтука представляет красочную ил­люстрацию эволюции ишыков на протяжении столетий.
       Ибн Баттута, посетивший в первой половине XIV в. Сары Салтук, отметил, что тамошнее население уклоняется от суннитства. Потом там укрепились дервиши-ишыки, поддерживавшие Бедреддина Симавнаоглу. В XV в. старые текке (Сары Салтук и Сеидигази), заражен­ные шиитством, настроены были антиправительственно. Но к концу ХVI в. обстановка переменилась: у текке скопились большие земли и между текке и властью установилась дружба. Текке, сначала навле­кавшие подозрение, заслужили теперь благоволение. Указ № 54 от 1584 г., напоминая о вакуфах, дарованных султаном Баязидом завие Сары Салтука, оберегает права дервишей, живущих в старых постройках.
       В XVII в. дурная слава об ишыках уже позабыта. Эвлия Челеби, описывая Сеидигази, поет хвалу дервишам (бекташи), живущим там. Со слов дервишей он пишет, что сельджукидские беи созидали и приукрашивали текке: построили куббе, имарет и пр. Во время Эвлия Челеби там было более 200 дервишей, все это были люди добронрав­ные, твердые и кроткие.
*Хуруфи (хуруфиты) - шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в XIV в.
Отрывок из избранных сочинений академика В.А.Гордлевского. Том III. "История и культура"
1  2

Сайт "Живое Знание"