staty
  

     В творчестве Тимура Зульфикарова сделан акцент на двух важнейших чертах дервишества как явления: смирении (на дервише, словно на влажной земле, отпечатываются следы судьбы) и странничестве.
     Наиболее сложной, многоаспектной и широко представленной в творчестве Зульфикарова становится фигура дервиша Ходжи Зульфикара, чье имя говорит о том, что данный образ является альтер эго писателя, его архетипическим предком.
     Творчество Тимура Зульфикарова – уникальный пример взаимодействия мусульманской и христианской картин мира, взаимовлияния поэтики суфизма и русской поэзии. Образ дервиша у Зульфикарова являет собой и исторически определенную фигуру исламского мистика, выполняющего зикры и живущего подаянием, он раскрывается в поликультурном слове в виде параллели к образу юродивого; «дервиш» предстает и поэтом, и мудрецом, изображается в юности и старости.
     В произведениях Зульфикарова он становится носителем мудрости, которую высказывает в притчевой, поэтической форме. Из двух важнейших хронотопов творчества Зульфикарова, России и Азии, дервиш относится, естественно, к последнему. Но в картине мира Зульфикарова это поликультурный герой, воззрения которого способны укореняться в различных религиозных и нерелигиозных учениях, школах и «узорах» мира.
     Если проза Сухбата Афлатуни и Тимура Зульфикарова представляет собой «восточный» по происхождению взгляд на дервишество, отчасти взгляд изнутри мусульманской культуры, то в творчестве А. Иличевского дервишество осмысливается с позиций русской культуры. Приходим к выводу, что в творчестве Сухбата Афлатуни и Тимура Зульфикарова образ дервиша передан как контекстуально органичный феномен мусульманской культуры, а в творчестве А. Иличевского дервиш представлен как социально-ментальная модель, символ.
     Образ дервиша в романе А. Иличевского «Перс» многогранен. Писатель изображает собственно дервишей, представителей исламского мистицизма, которых персонажи романа встречали еще в детстве. Эти персонажи становятся схожи с дервишами, когда отдаются творческому поиску, своей мечте. В романе выписан ритуал зикра. Велимир Хлебников, которого и в самом деле звали «урус дервишем» во время его азиатских походов, воссоздан Иличевским в виде знакового образа – персонифицированного единения русской традиции с восточной. Уподобление Хлебникова дервишу, а Хашема – Хлебникову помогает и героям, и читателю увидеть непрерывность творческого и мистического начал в человеке и человечестве.
     В романах А. Иличевского «Матисс», «Математик», «Анархисты», «Ай-Петри» явились герои, архетипические истоки которых восходят к дервишеству. Образ дервиша, с точки зрения авторского мировидения, – это конструкт, связанный с духовным бродяжничеством главных героев, поиском ими истины в странничестве, с отказом от социальных связей и бегством из города на лоно природы – в поисках себя и Бога.
     Таким образом, дервишество является весьма важным источником ассоциаций и образов в сложно организованной прозе Иличевского. Оно осмысливается и как ветвь исламского мистицизма, и как вектор духовного и телесного эскапизма. Странничество в поисках Бога, сути мира и себя самого является преимущественным способом жизни героев Иличевского.
     В заключение отметим, что феномен дервиша и дервишества в русской литературе имеет, безусловно, свое продолжение и будущее, тому свидетельство – новые романы о дервишах, например роман Андрея Волоса «Возвращение в Панджруд» (2013). Этот роман не стал материалом нашего исследования, однако является убеждающим примером константного интереса к образу дервиша в современной литературе, его востребованности у писателей XXI в. Феномен дервиша и дервишества, по нашим наблюдениям, будучи архетипом восточной культуры, раз от разу будет прочитываться и приобретать новые авторские видения, подходы к этому восточному институту, что, безусловно, обогатит и разнообразит русскую литературу.

                           Н.А.Томилова. Фрагмент статьи.

1  2

Сайт "Живое Знание"