staty

                                                   В пути
 
       «...С каких облаков я сорву сверкающие молнии разящих слов, в каком озере мудрости я зачерпну проч­ной сетью серебристую стаю правдивых волнующих мыслей, где я найду раскаленный котел кипящей смолы, что­бы ею начертать полные жгучей жалости и негодования картины горя, отчаяния и безутешных слез, которыми сопровождается каждый шаг вперед монгольского вой­ска?.. Это войско пожирает и уничтожает все, что ему попадается на пути... Каждый человек, женщина или ребенок становятся беспомощными жертвами неумолимых воинов... Всякое сопротивление карается смертью, всякая покорность влечет тяжелое рабство, и ничто не спасает встречного... Где же ряды смелых удальцов, ко­торые не дрогнут при страшном вое четырехсоттысяч­ной орды несущих разгром и смерть монголов? Кто от­бросит степных хищников, занятых только страстью гра­бежа и насилия?»
Так писал Хаджи Рахим, сидя в плетеной корзине, собравшись в комок, держа на коленях лист серой са­маркандской бумаги. Он старательно продолжал свои «Путевые записки». Верблюд шел размашистым шагом, не отставая от охранной тысячи «бешеных» Субудай-багатура. Тот ехал впереди на саврасом иноходце, то за­медляя шаг при подъеме и останавливаясь на вершине холма, то ускоряя его на гладкой равнине. Тогда верб­люд, раскачиваясь, мягко бежал сильной, стремительной иноходью и равномерно подбрасывал вцепившихся в края корзины Хаджи Рахима и старого Назара.
Хаджи Рахим писал:
«...Выйдя из Сыгнака весной, войско шло на запад в течение всего лета, сухого, знойного, без дождей. Путь, проложенный веками, направлялся от одной степной речки к другой, так что громадное скопище коней не особенно страдало от жажды и бескормицы. Степь зеле­нела весенними побегами, а чем дальше, тем больше по­падалось сохранившихся после весенних разливов поем­ных лугов, болот и речек с камышами, где было доста­точно корма для неприхотливых татарских коней.
    Тридцать три тумена, каждый в десять тысяч всад­ников, шли по тридцати трем дорогам такой широкой лавой, что понадобилось бы три дня пути, чтобы про­ехать от левого крыла до крайнего правого крыла ог­ромного монгольского войска.
 Каждый тумен знает только свою тропу и останавли­вается особым лагерем. Передовые разведчики отыски­вают для него заблаговременно удобные для остановок места, богатые камышами или луговой травой.
Самое крайнее к северу правое крыло ведет хан Шейбани и с ним два других брата Бату-хана. Каждый из них имеет свой тумен, они поддерживают друг друга и с помощью гонцов находятся в постоянной связи. Они выполняют приказ джихангира: покорить северное Булгарское царство, лежащее на реке Каме, притоке Итиля. Середину всего войска занимает Гуюк-хан, а дальше, к левому крылу, движутся тумены других царевичей-чингисидов. Гуюк-хан нарочно избрал себе середину вой­ска — он все еще надеется, что власть над всеми отря­дами перейдет к нему, что Бату-хан будет смещен или внезапно умрет — да сохранит его небо от этого! — тог­да, уже без спора, Гуюка объявят джихангиром.
Где находится Бату-хан — никто не знает. Он обыч­но едет с Субудай-багатуром, а этот старый одноглазый полководец прославлен своими стремительными перехо­дами и проносится как ураган. Он со своим туменом внезапно показывается то на правом, то на левом кры­ле, то в середине войска, делает ночную остановку и опять исчезает в неизвестном направлении.
Обоз Субудай-багатура очень небольшой: четыре быстроходных верблюда с разобранным походным его шатром и легкими кожаными китайскими сундуками. В них хранятся нанесенные на пергамент чертежи зе­мель, через которые предположен поход. Там же нахо­дятся пайцзы золотые, серебряные и деревянные; их джихангир раздает тем, кому хочет оказать милость.
    Кроме того, в этом маленьком обозе великого «аталыка» едет его боевая железная колесница . Это закры­тый ящик, обшитый железными листами, поставленный на два высоких колеса. Во все четыре стороны прореза­ны узкие щели, предназначенные для наблюдения и стрельбы из лука. Всякий, кто приблизится к колеснице без разрешения, будет ранен отравленной стрелой. Иногда утомленный походом старый полководец спит в ней, свернувшись, как хищный зверь. Маленькая собачка ки­тайской породы чутко сторожит покой своего хозяина; услышав шаги незнакомого человека, она подымает пронзительный лай. Железную повозку везут четыре ко­ня, запряженные по два. На левом переднем коне си­дит возничий.
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

Сайт "Живое Знание"