staty

 
        В церкви, у широко раскрытых царских врат, были разостланы ковры и шубы. На них, поджав ноги, сидел Бату-хан. Он рассеянно кивал головой, слушая, что рас­сказывал сидящий рядом Хаджи Рахим. Дервиш был в русском нагольном полушубке и меховых сапогах — подарок Бату-хана.
       Священник в рясе, придерживая рукой серебряный крест на груди, тихо ходил по церкви и, крестясь, приле­плял восковые свечи перед каждой иконой. Это он.делал по приказу монгольского владыки, который ему заявил через толмача: «Я хочу выразить почтение каждому урусутскому богу. Я не хочу, чтобы какой-нибудь урусутский бог на меня сердился и мне вредил».
       Священник косился на Бату-хана, который продол­жал безмолвно сидеть. Хаджи Рахим ему говорил:
       - Я снова умоляю тебя — отпусти меня. Я не хочу быть в этом море крови. Зачем ты истребляешь столько народов, которые хотят жить мирно и свободно?..
       - Пусть охраняют мечом свою свободу! Монголы сильнее всех. Вся вселенная должна покориться потом­кам моего деда — Священного Воителя.
       - Зачем я тебе? Отпусти меня.
       - Нет, ты будешь следовать за мной. Я слышу кру­гом одну лесть. Правду говорят мне только Субудай- багатур, Юлдуз-Хатун и ты... Мое желание — иметь всегда человека, который говорит правду. Конечно, ты должен говорить правду, только когда мы вдвоем. Если ты начнешь меня осуждать при других, я прикажу пере­ломить также и тебе хребет, чтобы другие меня боя­лись...
       - Кто говорит правду, умирает не от своей болезни.
       Бату-хан повернулся к священнику, проходившему мягкими шагами по церкви:
       - Почему хорошо пахнет?
       - Я кадил перед священными иконами.
       - Что такое «кадил»? Покажи.
       Священник подсыпал на угли кадила ладана и начал кадить перед иконой. Бату-хан засопел:
       - Дзе-дзе! Это хорошо! Махай на меня!
       Священник испуганно перекрестился:
       - Господи, прости мое прегрешение!.. — И он стал размахивать кадилом перед Бату-ханом.
       - Чьи боги сильнее? — продолжал Бату-хан. — Урусутские или монгольские?
       - Бог один.                                                                     
       - Неправда. Сколько у вас богов навешано по сте­нам? Богов много, и добрых и злых. А самый могучий— наш бог Сулъдэ, бог войны. Он даст нам победу, и все покорятся нашему мечу. Тогда монголы будут править всей вселенной!..

 

                                                     Битва  

 

       Из книги Хаджи Рахима:
       «О вечное небо! Ты все еще заставляешь меня быть очевидцем потрясающего ужаса, переживать бессильное негодование, бесполезное сострадание!
       Я видел ужасную битву, в свирепый мороз, на льду замерзших бездонных болот. Я видел, как десятки тысяч полных зверской ярости татар напали на несколько ты­сяч урусутских крестьян, из которых ни один не подумал сдаться в плен, а все резались мечами и ножами и руби­лись топорами с той же отчаянной отвагой, с какой от­биваются и грызутся до последнего вздоха волки, окру­женные охотниками.
       Я все это видел и не умер, а все еще живу!..»
       После яростных стычек с урусутами в монгольском войске стало много раненых, не хватало лекарей. Бату-хан направил Хаджи Рахима, как искуссного врачевателя, в передовой отряд своего войска.
       Хаджи Рахим находился при двадцатитысячном от­ряде темника Бурундая. Он получил от него добронрав­ного коня и возил с собой кожаный ящик с чистыми по­вязками, с серой в порошке, с жженым войлоком, с це­лебными настойками и другими средствами для пере­вязки и лечения раненых.
       Небольшой, но сильный монгольский конь мчался или останавливался вместе со всем отрядом и не слу­шался повода Хаджи Рахима, который должен был изо всех сил держаться за седло и за гриву, чтобы не сва­литься.
       Бурундай приказал отряду быть готовым выступить по первому призыву боевых рожков. Всадники не отхо­дили от своих коней и, привязав повод к поясу, лежали всю ночь в снегу, свернувшись, как кошки, у передних копыт своего коня. Под утро, когда прозвучали рожки, кони заиндевели и казались серебряными.
       Предстоял опасный набег на боевой стан урусутов, готовых к схватке и защите. Каждый монгол знал, что его ждет удача или смерть в далекой, чужой земле.
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

Сайт "Живое Знание"