Дервиши-безбожники
На фоне официального исповедания — суннитского правоверия — по Малой Азии мелькали там и сям селения, жители которых уклонялись от общих норм, установленных шариатом. И чем дальше от столицы на Восток, чем сильнее была прослойка инородная (армянская, курдская и др.), тем больше было число еретиков.
В свое время (XVI в.) турки прозвали по красному головному убору кызылбашами (красноголовыми) туркменские племена, выступившие на стороне шиитского шаха Исмаила Сефевида. Впоследствии эта кличка охватила всех малоазиатских сектантов.
Однако кызылбашство — сложный этнографо-религиозный комплекс, заключающий в себе на древней переднеазиатской основе: на востоке — иранские культовые наслоения, на западе — христианские. Кызылбашские очаги часто и обнаруживаются там, где когда-то были домусульманские святилища (например, в Сейидгази или Хаджи- Бекташе) или жили гетерогенные народы (в Богазкёе, центре некогда существовавшего хеттсксго государства).
Сложно и запутанно было иногда положение армянских селений где-нибудь в глуши: формально жители его были христианами, но сохранившими элементы старых религиозных воззрений, близкими к кызылбашам. Такими, например, были армяне-тондраковцы, у которых создалась единая религиозно-общественная культура, перемоловшая все то, что отличало и отделяло народы друг от друга. Примерно так было и в Сасуне, где местные курды, перемешавшись с армянами, исповедовали не то ислам, не то христианство — словом, также были кызылбашами.
Вообще кызылбаши скорее тяготели к христианам. Быть может, искренне, а быть может, желая расположить к себе окрестное население, кызылбаши Карсской области, когда она входила в состав России, называли себя охотно «полухристианами» («ярым христийан»).
В кызылбашах турки видели отщепенцев — шиитов, для которых Али, зять пророка Мухаммеда, четвертый его преемник, не только выше трех предшественников: Абу Бекра, Омара, Османа, но и еще олицетворяет божество.
Кызылбаши — пантеисты; они думают, что частицы божества разлиты повсюду в природе. А турки, чтобы еще унизить кызылбашей, говорят про них, что они веруют в траву (ot dinli): траву съел баран, а мясо барана съел Сейид Баттал Гази — популярный в Малой Азии борец за веру, святилище которого было устроено на месте христианского храма около Эскишехира. Время от времени, сгущаясь, эти распыленные атомы божества могут «очеловечиться» — принять человеческий образ, и тогда на землю нисходит божество, обновляющее секту.
Для кызылбашей предписания мусульманской религии необязательны; они нарушали и пост рамазанский (уразу), они пили и вино. Строгие законники распространяли про них небылицы, живущие повсеместно с первых веков христианства; в частности, говорили об оргиях во время тайных ночных радений.
Кызылбаши поставлены были вне закона; власти жестоко расправлялись с ними и во имя сохранения чистоты веры душили по существу социальные протесты, вырывавшиеся из груди обездоленного крестьянства.
Нравственную поддержку находили кызылбаши у бекташи, представлявших как бы высший слой сектантства, когда-то направлявшего судьбы страны.
Основатель ордена Хаджи Бекташ был родом из Хорасана; из Средней Азии занес он семена пантеистического мировоззрения, но в Малой Азии идеи бекташи утратили философскую отвлеченность и приняли форму, близкую и понятную крестьянству.
Растрепанные, заросшие волосами, часто носившие в ухе серьгу — символ безбрачия (уж не пережиток ли это от автохтонов Малой Азии — хеттов), бекташи резко отличались от мевлеви, этих князей мира, кичившихся своей иранской культурой. Простецкие бекташи хорошо знали духовные потребности населения и пришлись ему по сердцу. Они пропагандировали стихотворения шаха Исмаила Хатаи; их поэты сочиняли безыскусные псальмы — иляхи, которые распевались кызылбашами Малой Азии.