staty

 

      С конца XVIII в. у султана Селима III назревала уже мысль об уничтожении янычаров, охладевших к войнам, и об образовании регулярного войска для отпора внешнему врагу, наступавшему на Турцию; естественно, падал и авто­ритет бекташи — духовных патронов янычаров. И когда наконец в 1826 г. султан Махмуд II упразднил янычарское войско, должны были пострадать и бекташи, поскольку они, как сообщал историк Джевдет- паша, выступали в общественных местах, кофейнях и т. п. против реформ, проводимых султаном.
      Орден официально был закрыт, святилище, где был похоронен Хаджи Бекташ (около Кыршехира), было отнято от бекташи и передано ордену накшбенди.В дальнейшем, оправившись от разгрома, бекташи постепенно сно­ва там водворились, но текке, забытое богатыми благотворителями, к тому времени уже утратило притягательную силу. Когда я был там в 1913 г., оно походило скорее на большой хан — постоялый двор. Внутри была только грубая пышность.
      Однако текке могло похвалиться тем, что Тимур пожаловал ему большой котел, «на 24 быка», как писал в XVIII в. французский путе­шественник П. Люка. Котел, хранившийся в текке, несомненно, какой- то старый тюркский символ изобилия, бывший у янычаров своеобраз­ным символом.
       Текке в то время занимали шейхи, часто албанцы — сторонники безбрачия, между тем как потомки Хаджи Бекташа, челеби, жили вне текке.
       Но старая молва о бекташи удержалась, сохранив прежний не­приязненный отпечаток: «Да это ужасные люди,— говорил в 1908 г проф. Мартину Хартманну турок,— они не молятся!».
       Во время первой мировой войны бекташи Велиэддин Челеби вы­ставил отряд в 7 тыс. человек, состоявший из бекташи, освобожденных от воинской повинности. Потом Османская империя рухнула, Мустафа Кемаль-паша, пока победа еще не была окончательно одержана, тер­пел духовные организации, и Велиэддин тоже прошел в депутаты Ве­ликого национального собрания; Джемаледдин, заняв после смерти брата место главы ордена, выпускал послания, распинаясь в преданно­сти отечеству и новому режиму. Однако судьба орденов была пред­решена: в 1925 г. текке были закрыты, а в 1928 г. мусульманские религиозные организации («церковь») отделены от государства.
       Бекташи давно были мишенью для насмешек; в устах правоверного суннита слово «бекташи» заключает представление о человеке беспут­ном, кутиле.
       Насмешки над бекташи нашли отражение в анекдотах о них; но, высмеивая бекташи, турки, быть может, своеобразно осуждают стро­гости ритуала, сковывающие человека. В турецком фольклоре найдет­ся обильный материал, рисующий неприглядное, позорное поведение мулл — служителей культа; над ними изощряется и народный мудрец ходжа Насреддин. Под этой оболочкой скрывается здоровый скепти­цизм, по условиям момента обращенный на бекташи или на сектантов-кызылбашей. И может быть, проблема религиозности турок, их безоговорочной преданности суннитству подлежала бы пересмотру.
 
       Отрывок из избранных сочинений академика В.А.Гордлевского. Том III. "История и культура"
1  2  3

Сайт "Живое Знание"