Факиры - Дервиши - Дарвиши

       Факи'р, де'рвиш, дарви'ш – эти слова имеют одно и тоже значение и переводятся с   арабского, тюркского и персидского языков как бедняк; нищий; человек не имеющий личного имущества и постоянного места для проживания. Кроме того, этим термином, в мусульманской традиции называют странствующего аскета-мистика, а так же, последователя суфийского учения. Наиболее точное определение этим категориям дал А.К. Аликберов в своей объемной работе, посвященной исследованию средневекового трактата «Райхан ал-хака ик ва-бустан ад-дака ик» (Базилик истин и сад тонкостей) известного суфия и богослова Абу Бакра ад- Дарбанди (ум.1145 г.):
       «Все категории суфиев(факиры ,дарвиши, каландары, пиры и др.) считались «божьими людьми» (ахл Аллах та ала), поскольку они посвящали свою жизнь служению Господу, хотя отношение к ним со стороны горожан было неоднозначным. Некоторые из нищенствующих суфиев напоминали христианских юродивых. Народ почитал их как «святых», городская стража относилась к ним как к сумасшедшим, что иногда давало мистикам свои преимущества. Ведя скитальческий образ жизни, странники останавливались в различных обителях, мечетях, караван-сараях и довольствовались тем, что «даст Господь». Полное упование на Бога обычно подразумевало попрошайничество либо прошение милостыни, поэтому население воспринимало дарвишей не иначе как нищенствующих бродяг». 1)
       Материальная бедность имела особое значение в мусульманской среде. Забота о неимущих, социально обделенных людях, предписывается Кораном, сунной и многими этико-моральными сочинениями ведущих исламских богословов, знатоков мусульманского права, а так же известных представителей суфийской традиции. Понятие «закят» 2) узаконено мусульманским правом и является одним из обязательных условий выполнения каждым человеком исповедующим ислам. В связи с этим всякому мусульманину предписано выделять часть средств от своих доходов для помощи нуждающимся и неимущим людям. Видный исламский теолог, философ и суфийский шейх Абу Хамид Мухаммад ал- Газали ат- Туси (1058-1111) в своем сочинении «Кимийа-йа са'адат»(Эликсир счастья) определяет категории людей, которым надо раздавать закят: «К числу неимущих (факир) принадлежит тот, у кого нет ничего и кто ничем не в состоянии зарабатывать. Если же у него имеется пища на целый день и одежда на все тело, то он не является неимущим. А если у него есть пищи не более чем на полдня, он имеет рубаху без платка на голову или — платок на голову без рубахи, то он — неимущий (дарвиш) 3) .Если он — ищущий знания (талиб-и илм) и, занявшись ремеслом, отрывается от этого поиска знания, то он дарвиш. Но подобные дарвиши встречаются реже, разве только среди детей. Поэтому устраивают так, что ищут семейного дарвиша и часть, предназначенную для неимущих, передают ему через его детей.» 4)                 В исламской традиции выплата закята, а так же условия его получения, сопряжены с рядом обязанностей как со стороны дающего, так и со стороны принимающего. Например, давать милостыню (садака) нищим, для наиболее праведных мусульман, следует в тайне, а не делать это явно, чтобы не попасть под влияние лицемерия. Ал- Газали пишет: «Праведные предшественники (салаф) настолько проявляли чрезмерность в сокрытии при раздаче садаки, что встречались такие, кто искал слепого и клал ее ему в руку, не произнося ни единого слова, чтобы тот и не узнал, кто это сделал. А встречались и такие, кто искал спящего дарвиша и без слов заворачивал ее в его одежду, чтобы, проснувшись, тот не знал, кто ему дал. Были такие ,кто бросал ее на пути дарвишей. И были такие, кто отдавал ее доверенному лицу, чтобы тот донес. Все это они делали для того, чтобы дарвиши не знали, однако скрывание от других людей они признавали более важным, поскольку при открытой раздаче внутри появляется лицемерие». 5) Дающий милостыню не должен ждать в ответ слова благодарности или признательности и обязан понимать, что сначала она попадает в руку милости Всевышнего, а затем — в руку нищего.
        В трактате «Эликсир счастья» ал- Газали сказано: «Основа обязывания признательностью кроется в невежестве и является качеством сердца. Оно состоит в том, что дающий полагает, что сделал дарвишу благо, отдав ему часть своего благосостояния, и дарвиш оказался у него в подчинении. Однако истина заключается в том, что это дарвиш сделал для него благо, приняв от него садаку, дабы избавить его сердце от ада и освободить его сердце от грязи, очистив его от скаредности .» 6)
2  3  4  5  6

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'