Что касается берущего милостыню, то он также должен соблюдать определенные обязанности. Суть этих обязанностей ал- Газали передает в следующих строчках:
       «Обязанность первая — знать, что Всевышний создал рабов Своих нуждающимися в имуществе. По этой причине Он дал в распоряжение рабам много имущества. Однако тех из них, по отношению к кому у Него была повышенная забота, Он, освободив от мирских занятий, вручил в руки богатых, а тем наказал постоянно обеспечивать дражайших рабов по мере их нужды, чтобы дорогие Ему были освобождены от груза дольнего мира и всем сердцем и со всей энергией пребывали в повиновении Всевышнему, а когда растрачивали себя из-за нужды, то получали бы из рук богатых, для того чтобы благодать их молитв и их энергия являлись для богатых неким искуплением. Стало быть, то, что дарвиш берет, он должен брать с таким побуждением: потратить на обеспечение себя, дабы обрести свободное время для повиновения.
       Обязанность вторая — брать у Всевышнего и считать подаяние, исходящим от Него, а в богатых, узнавать подчиненных с Его стороны, ибо Он обязал его (берущего) порученцами, чтобы те передавали Его подаяние ему.
       Обязанность третья — не брать всего того, что не является разрешенным; не брать ничего из имущества притеснителей (к ним причислены военные, правительственные чиновники и те, чей заработок является незаконным).
       Обязанность четвертая — не брать более того, в чем бывает нужда. » 7)
       Исповедующие ислам верят, что Аллах щедро вознаграждает за пожертвования и милостыню, позволяя человеку извлечь максимальную выгоду из его имущества и оберегая его от непредвиденных расходов. В Коране сказано: «Он возместит все, что бы вы ни израсходовали» (Сура 34,аят19).
       Жертвуя часть своих средств на добрые дела, человек освобождается от привязанности к материальному миру, возвышается над ним, избавляется от высокомерия и перестает пренебрежительно относиться к нищим, слабым и беззащитным. Коран учит делать пожертвования бескорыстно, не ожидая возмещения и благодарности от тех, кому оказана помощь и не попрекая никого оказанной милостью.
       Обладая материальными богатствами, необходимо понимать, что их истинным хозяином является Бог. Духовно возвышенный человек всегда осознает себя нуждающимся, бедным.   Понятие духовной нищеты помогает не быть рабом материальных ценностей, а направлять свои усилия на поиски истинного, духовного богатства.
        Именно духовная бедность является основным фактором в философии и образе жизни факиров, дервишей, дарвишей.
      Арабское слово факир 8) - «бедняк», «нищий», «нуждающийся» употреблялось в самом широком смысле.Этим словом называли бродячих дервишей, нищенствующих отшельников, членов суфийских братств, странствующих чтецов Корана, т.е.всех тех, кто сделал основой  своей жизни и религиозной практики аскетизм и воздержание. Самоотречение и бедность проповедовались этими последователями в качестве непременных условий для прохождения мистического пути.
        Факир - применительно к исламской эзотерической традиции, это именно тот, кто испытывает прежде всего духовную потребность (нужду) в постоянном общении с Аллахом. А истинный факр (нищета) проявляется тогда, когда человек пытается жить не для своей самости, а для Бога. Исходя из этого, он избавляется от жадности и привязанности ко всему материальному. Ничто не занимает его душу, кроме Бога. Когда душа человека полностью заполняется любовью к Нему, и в ней не остается никакой привязанности и любви ни к чему, кроме Всевышнего, считается, что такой человек достиг состояния факр.                                        В старейшем персидском трактате Али ибн Усмана аль- Джулаби аль- Худжвири (ум.1072 ) «Кашф аль- Махджуб»(Раскрытие скрытого за завесой) о духовной нищете сказано следующее:   «Знай, что нищета (факр) высоко стоит на Пути Истины, а нищий (факир) — высокочтим. Господь возвысил нищету и обратил ее в особое отличие бедняков, которые отринули все внешнее и внутреннее, полностью предав себя Создателю. Нищета стала их гордостью, они оплакивали ее уход и приветствовали ее приход, они принимали ее, считая все прочее презренным. Кто взирает на внешнее, тот на внешнем и останавливается, не в силах добраться до цели и разминувшись с сущностью. Кто добрался до сущности, тот отвратил взгляд от всего сотворенного и, полностью самоупразднившись, взирая лишь на Всеединого, поспешил к полноте вечной жизни. Нищий (факир) ничего не имеет, ему не приходится сожалеть об утратах. Он не ощущает себя богатым, имея что-либо, и не ощущает себя нуждающимся, чего-то не имея; по сравнению с нищетой (факр) богатство и нужда для него — одно и то же».9)
1  2  3  4  5  6

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'