Прослеживая историю возникновения слова «дервиш» некоторые исследователи считают, что оно впервые упоминается в зороастрийских гимнах X-IV вв. до н.э.:
     « Dewres /Дауреш или Дарвеш / Букв.дервиш. Слово dewres встречается в зороастрийской небольшой молитве Ахунвар, которая написана на языке Гат и сочинена самим пророком Заратуштрой. Там также упоминается слово «дригу», переводимое как «бедный» и как принято считать являющееся предшественником персидского слова дарвиш. Оно означает набожного и смиренного человека, верного последователя религии.» 10)
      С распространением ислама этот термин стал употребляться многими народами принявшими мусульманское вероисповедание.
      Среди тюркоязычных народов населяющих Среднюю Азию, Казахстан, Турцию, частично Кавказ и Россию, а также другие регионы мусульманского мира, слово «нищий» переводится как дервиш и является синонимом арабского «факир», а так же употребляется для обозначения члена мистического братства в некоторых суфийских тарикатах.
       С начала формирования первых суфийских братств, XI-XII вв., в рамках этой традиции, начинает складываться отдельное направление получившее название   -   «дервишество». Однако нельзя отрицать того факта, что отдельные элементы этого направления можно было встретить и в более ранний период, в традиции греческих киников, христианских монахов и у первых мусульманских аскетов ( зуххад) из окружения Пророка Мухаммада. Но именно с момента образования суфийских братств, в литературе, поэзии, религиозно-философских трактатах, начинает появляться слово «дервиш» (преимущественно в тюркоязычной среде) , а его исходное значение - « нищий, бедняк» - обретает у суфиев особый смысл, который вкладывается в учение о добровольной бедности, духовной нищете и довольстве малым. Дервиши подразделялись на несколько категорий:  
        Дервиши-мюриды - те, кто прошел процедуру посвящения в то или иное суфийское братство, имели духовного наставника и постоянно проживали в обители братства, лишь изредка совершая паломничество в святые места, а иногда, и только с указания наставника, на время становились странниками, для получения духовного опыта и обретения необходимых качеств нужных при дальнейшем обучении.
        Дервиши-миряне - категория мюридов, также получивших посвящение, но живущих за пределами обители. В их обязанность входило участие во всех мероприятиях братства, исполнение молитв, ритуалов и обычаев данной обители. Им разрешалось иметь семьи и заниматься социальным трудом. Они являлись основным источником материальных средств для существования и функционирования братства. Среди этой категории дервишей было много ремесленников, торговцев и чиновников разных рангов.
       Странствующие дервиши - «святые нищие», являются основой дервишества. Эта категория людей, которые избрали для себя единственный путь в жизни — постоянное служение Всевышнему и полное упование (таваккул) на Него, что определяется преданием себя Божественной воле, отказом от добывания средств к существованию в расчете на то, что все необходимое будет послано Им. Дервиш, уповающий на Бога, полностью принимает все невзгоды и лишения с достоинством, отрекается от всего того, что мешает служению Господу, и довольствуется тем, что у него есть только Он, ибо сказано в Коране: «А кто уповает на Аллаха, тому достаточно Его». 11) Это изречение указывает на то, что истинное упование на Бога приносит полное удовлетворение, которое и есть покорность Божьей воле. Именно эта покорность выражается понятием таваккул.
       Таваккул - является основным аспектом формирования дервишеской психологии. Считается, что тому, чьи мысли и чувства обращены к Всевышнему в полном уповании и совершенной искренности, без каких-либо иных намерений, уже не могут причинить вреда ни человек, ни зверь. Поэтому, достигший этого состояния дервиш, обретает совершенный внутренний покой, уверенность в своих действиях и полное бесстрашие. Известны случаи, когда странствующие дервиши свободно общались с дикими животными, ядовитыми змеями и показывали чудеса владения своим телом, используя для этого огонь, яды и различные колющие и режущие предметы. Все это они демонстрировали людям, чтобы привлечь их внимание и показать всю силу величия и мощи Всевышнего, ибо их достижения это прежде всего — дар Божий, и дается он только праведным сердцам, открытым для Бога.
  1  2  3  4  5  6

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'