
Нормативы трапезы в османских суфийских братствах
Первые суфии, основывая свою философию на аскетизме, очень строго относились к проблеме питания.1 Чтобы обуздать свой нафс, биологическое «я», они много постились, а ели и пили лишь столько, сколько было нужно, чтобы не умереть с голоду. Со временем формировались суфийские братства — тарикаты, потом появились их обители — ханака, текке, завия, даргях, аситане, где адепты жили одной семьей, где путники могли останавливаться и гостить какое-то время. В этих заведениях обязательно имелась кухня и трапезная комната. Постепенно появились правила поведения и культура питания, определенный этикет застолья дервишей, который все более детализировался.
Суфийский этикет трапезы (аdab as-sofra), безусловно, имеет мусульманскую основу, т.е. за столом дервиш ведет себя прежде всего как истинный мусульманин: начинает и заканчивает еду с именем Аллаха (бисмилля), не ест запрещенные в исламе продукты (харам), особое уважение оказывает гостям и старшим и т.д. Один из первых суфиев Абу Саид ибн Аби-л-Хайр (род. в 967 г.) ввел для учеников своего рода подготовительный устав поведения, где одним из пунктов лялся: «Суфий не должен вкушать пищу, не разделив ее с другими». Считалось, что еда в одиночку не доставляет удовольствия и нарушает правила поведения; похвально предложить даже небольшую долю пищи собрату, который, может быть, гораздо больше страдает от голода, чем кто-либо.2 Такие известные суфийские авторы, как Серрадж Туей (ум. в 378/988), Абу Талиб Мекки (ум. в 386/996), Худжвири (ум. в 465/1072), Газали (ум. в 505/1111), Сухраварди (ум. в 632/1234) и другие, посвятили отдельные главы в своих трудах культуре питания дервишей.
Если перечислить в тезисной форме, то они выделяли следующие правила поведения за столом: 1) еда должна быть дозволенной (халял); 2) если стол накрыт, сначала необходимо поесть, а потом совершить намаз; 3) до начала и после еды необходимо мыть руки; 4) приступать к еде с бисмилля и заканчивать с благодарностями Аллаху; 5) есть правой рукой; 6) начинать и заканчивать трапезу с солью; 7) ни в коем случае не критиковать пищу; 8) кусочки еды должны быть мелкими, и нужно их хорошо пережевывать; 9) нет необходимости следить, как едят другие люди; 10) не надо есть облокачиваясь или лежа; 11) нужно сидеть на левой ноге, приподняв колено правой ноги; 12) не начинать прием пищи раньше старших; 13) не надо полностью заполнять желудок едой; 14) за столом надо вести разговор на мудрые темы; 15) после еды нужно пить воду; 16) одна чашка воды пьется в три приема; 17) после еды желательно читать суры Корана «Ихлас» и «Курейш» и другие молитвы, воздающие благодарения Аллаху; 18) после еды нужно почистить зубы.3
Строгие нормативы застолья в сочинении Азиза Насафи (ум. в 700/1300?) описываются так: «Дервиши за столом должны сидеть скромно и не быть беспечными. Должны есть не торопясь, дожидаясь того, когда шейх и старшие прикоснутся к еде. Не надо обращать внимания на руки и посуду других. Куски надо брать небольшие и хорошо их жевать. Пока не проглотишь один кусок, не следует тянуться за вторым. Если все дервиши едят из одной посуды, каждый должен есть то, что лежит перед ним. Если со стола что-то упало на землю, нужно поднять левой рукой и положить на край стола. Не надо раньше всех вставать из-за стола. Дервиши должны до еды мыть руки, после еды сполоснуть руки и рот».4
А. Симнани (ум. в 736/1336) написал специальный трактат «Адаб- ас-софра», и в нем имеются дополнительные пункты к указанным выше общим правилам поведения суфия за столом. Дервиш до приготовления пищи должен сначала совершить омовение, а во время готовки неустанно повторять имена Аллаха (зикр). Когда еда из казана раскладывается в касе, обязательно нужно говорить бисмилля. Касе находится в правой руке, солонка — в левой, когда готовится застолье (соф-ра),сначала ставится хлеб, затем — касе.