staty

Нормативы трапезы в османских суфийских братствах

     Первые суфии, основывая свою философию на аскетизме, очень строго относились к проблеме питания.1 Чтобы обуздать свой нафс, биологическое «я», они много постились, а ели и пили лишь столько, сколько было нужно, чтобы не умереть с голоду. Со временем формировались суфийские братства — тарикаты, потом появились их обители — ханака, текке, завия, даргях, аситане, где адепты жили одной семьей, где путники могли останавливаться и гос­тить какое-то время. В этих заведениях обязательно имелась кухня и трапезная комната. Постепенно появились правила поведения и куль­тура питания, определенный этикет застолья дервишей, который все более детализировался.
Суфийский этикет трапезы (аdab as-sofra), безусловно, имеет му­сульманскую основу, т.е. за столом дервиш ведет себя прежде всего как истинный мусульманин: начинает и заканчивает еду с именем Ал­лаха (бисмилля), не ест запрещенные в исламе продукты (харам), осо­бое уважение оказывает гостям и старшим и т.д. Один из первых су­фиев Абу Саид ибн Аби-л-Хайр (род. в 967 г.) ввел для учеников сво­его рода подготовительный устав поведения, где одним из пунктов лялся: «Суфий не должен вкушать пищу, не разделив ее с другими». Считалось, что еда в одиночку не доставляет удовольствия и нарушает правила поведения; похвально предложить даже небольшую долю пищи собрату, который, может быть, гораздо больше страдает от го­лода, чем кто-либо.2 Такие известные суфийские авторы, как Серрадж Туей (ум. в 378/988), Абу Талиб Мекки (ум. в 386/996), Худжвири (ум. в 465/1072), Газали (ум. в 505/1111), Сухраварди (ум. в 632/1234) и другие, посвятили отдельные главы в своих трудах культуре питания дервишей.
Если перечислить в тезисной форме, то они выделяли следующие правила поведения за столом: 1) еда должна быть дозволенной (халял); 2) если стол накрыт, сначала необходимо поесть, а потом совершить намаз; 3) до начала и после еды необходимо мыть руки; 4) приступать к еде с бисмилля и заканчивать с благодарностями Аллаху; 5) есть пра­вой рукой; 6) начинать и заканчивать трапезу с солью; 7) ни в коем случае не критиковать пищу; 8) кусочки еды должны быть мелкими, и нужно их хорошо пережевывать; 9) нет необходимости следить, как едят другие люди; 10) не надо есть облокачиваясь или лежа; 11) нужно сидеть на левой ноге, приподняв колено правой ноги; 12) не начинать прием пищи раньше старших; 13) не надо полностью заполнять желу­док едой; 14) за столом надо вести разговор на мудрые темы; 15) после еды нужно пить воду; 16) одна чашка воды пьется в три приема; 17) после еды желательно читать суры Корана «Ихлас» и «Курейш» и другие молитвы, воздающие благодарения Аллаху; 18) после еды нужно почистить зубы.3
Строгие нормативы застолья в сочинении Азиза Насафи (ум. в 700/1300?) описываются так: «Дервиши за столом должны сидеть скромно и не быть беспечными. Должны есть не торопясь, дожидаясь того, когда шейх и старшие прикоснутся к еде. Не надо обращать вни­мания на руки и посуду других. Куски надо брать небольшие и хоро­шо их жевать. Пока не проглотишь один кусок, не следует тянуться за вторым. Если все дервиши едят из одной посуды, каждый должен есть то, что лежит перед ним. Если со стола что-то упало на землю, нужно поднять левой рукой и положить на край стола. Не надо раньше всех вставать из-за стола. Дервиши должны до еды мыть руки, после еды сполоснуть руки и рот».4
     А. Симнани (ум. в 736/1336) написал специальный трактат «Адаб- ас-софра», и в нем имеются дополнительные пункты к указанным вы­ше общим правилам поведения суфия за столом. Дервиш до приготов­ления пищи должен сначала совершить омовение, а во время готовки неустанно повторять имена Аллаха (зикр). Когда еда из казана раскла­дывается в касе, обязательно нужно говорить бисмилля. Касе находит­ся в правой руке, солонка — в левой, когда готовится застолье (соф-ра),сначала ставится хлеб, затем — касе.
1 2 3 4 5
 

Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'