staty

 

     И этой чорбы, которая была в небольшом количестве, хватило всем и она не кон­чалась. Существует специальный ритуал подготовки ашур чорбасы  среди тахтаджы-суфтв: молотьба пшеницы для чорбы, подготовка с определенными молитвами казана, куда наливают воду, затем по очере­ди кладут молотую пшеницу, горох, фасоль, изюм, инжир, орехи и т.д. Важен процесс перемешивания содержимого одного казана с содержи­мым других таких же казанов.13 Ашура как десерт или сладкое подает­ся на стол алавитов, дервишей орденов мевлевийя, кадирийя, а также мусульман-шиитов, для которых десятый день мухаррама — день траура по достопочтимому Хусейну и другим жертвам в Кербеле.
     Среди кадиритов принято в последний вторник месяца рамадан на ифтар (разговение) готовить семь блюд: чорба, основу которой со­ставляет вода — самое важное для жизни человека; мясо и овощи, ко­торые символизируют землю, почву; плов и пирожки — символы ог­ня; блюда из яйца, которое символизирует продолжение рода; гюллач (лепешка) со сметаной — символ божественной любви.14 Существуют также различные традиции поста, системы разговения.
 Были и отличия в рационе питания дервишей, например, известно, что в некоторых мевлевийских текке не ели рыбу. А. Гюльпынарлы объяснял это тем, что дервиши не любили запаха рыбы и знали о той особенности, что рыба возбуждает человека. Но все же рыба полно­стью не исключалась из рациона суфиев-мевлевийя, об этом можно прочитать в «Трактате о пище» Мевлеви Али Эшреф Деде.
 Известно, что алавиты отказывались есть зайчатину, объясняя это тем, что у самок зайцев и кроликов, как у женщин, бывают критиче­ские дни, поэтому их мясо не подлежит употреблению в пищу. Среди тахтаджылар в виде табу считалось употребление слов «заяц» и «медведь», и отсюда запрет на использование в пищу зайчатины и медвежатины. Они считали, что ногти зайца напоминают осла, усы — кота, нос — свинью, т.е. тех животных, мясо которых в исламе запре­щено.15 Анатолийские дервиши, как и многие тюркские народы, также не употребляли в пищу конину и мясо мула. Осторожно относились к свежему луку и чесноку, чтобы дурной запах изо рта во время зикра не оскорблял как самого Всевышнего, так и собратьев по тарикату.
Алавиты в своих радениях использовали вино и водку, поэтому существовал специальный обряд их подачи и этикет питья.16 Также известно использование в некоторых братствах наркотических ве­ществ (esrar) для достижения экстаза во время суфийских ритуалов. Одни исследователи связывают это с древнеиндийской мистической традицией, другие с шаманизмом,17 которые имели влияние на суфий­ский ритуал. А .Я. Оджак утверждает, что среди маргинальных суфи­ев — каляндарей Ирана и Анатолии в ХП-ХШ вв. изготовление и употребление наркотических средств (афйон — опий, хашхаш — га­шиш) было довольно распространено, что отразилось даже в их фольк­лоре.18
 Считается, что кофе первыми стали использовать представители братства шазилийя, чтобы  бодрствовать во время богослужений и ноч­ных бдений. А. Шиммель пишет, что «многие мистики  „трезвых" ор­денов до сих пор наслаждаются кофе как важным средством, обеспе­чивающим  духовное  бодрствование, и строго запрещают употребле­ние спиртных напитков или наркотиков,  которые могут породить ду­ховное опьянение и тем самым лишить человека способности к трезвому  размышлению».19
     Голод — вечный спутник суфиев. Существуют много притч-исто­рий о том, как дервиши в целях уничтожения собственного «нафса» много и мужественно голодали. Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Ключ от благополучия на этом свете — сытость, ключ от благополу­чия в потусторонней жизни — голод».20 Человек, который решил себя полностью посвятить суфийскому учению, должен привыкать к голо­ду постепенно, поэтому количество пищи уменьшалось медленно, не сразу. Например, человек, который привык в день есть по две лепешки (юфка) и решивший ограничиться всего одной лепешкой, должен разделить одну лепешку на 28-30 частей и каждый день есть, умень­шая по одному кусочку.21 Суфий, который отправлялся на сорока­дневный халват (уединение), тоже входил в голод постепенно. Пища, которая ему подавалась ежедневно, обычно состояла из хлеба, соли и воды. Каждый день после вечернего намаза он мог есть около 0,5 кг или разделить еду на две части, одну часть есть вечером, другую в полночь. Так было гораздо легче для желудка и удобнее для совер­шения ночных зикров и намаза. И каждый день убавлялось понемно­гу хлеба, пока к последнему дню уединения не оставалось 240 г, некоторые сильные духом суфии доводили его в последние десять дней до 120 г.22
 Таким образом, суфийская община при всем строгом аскетическом отношении к приему пищи разработала очень строгую нормативную систему трапезы, которая стала в определенной степени образцом для других представителей мусульманского общества.

1 2 3 4 5

Сайт "Живое Знание"