И этой чорбы, которая была в небольшом количестве, хватило всем и она не кончалась. Существует специальный ритуал подготовки ашур чорбасы среди тахтаджы-суфтв: молотьба пшеницы для чорбы, подготовка с определенными молитвами казана, куда наливают воду, затем по очереди кладут молотую пшеницу, горох, фасоль, изюм, инжир, орехи и т.д. Важен процесс перемешивания содержимого одного казана с содержимым других таких же казанов.13 Ашура как десерт или сладкое подается на стол алавитов, дервишей орденов мевлевийя, кадирийя, а также мусульман-шиитов, для которых десятый день мухаррама — день траура по достопочтимому Хусейну и другим жертвам в Кербеле.
Среди кадиритов принято в последний вторник месяца рамадан на ифтар (разговение) готовить семь блюд: чорба, основу которой составляет вода — самое важное для жизни человека; мясо и овощи, которые символизируют землю, почву; плов и пирожки — символы огня; блюда из яйца, которое символизирует продолжение рода; гюллач (лепешка) со сметаной — символ божественной любви.14 Существуют также различные традиции поста, системы разговения.
Были и отличия в рационе питания дервишей, например, известно, что в некоторых мевлевийских текке не ели рыбу. А. Гюльпынарлы объяснял это тем, что дервиши не любили запаха рыбы и знали о той особенности, что рыба возбуждает человека. Но все же рыба полностью не исключалась из рациона суфиев-мевлевийя, об этом можно прочитать в «Трактате о пище» Мевлеви Али Эшреф Деде.
Известно, что алавиты отказывались есть зайчатину, объясняя это тем, что у самок зайцев и кроликов, как у женщин, бывают критические дни, поэтому их мясо не подлежит употреблению в пищу. Среди тахтаджылар в виде табу считалось употребление слов «заяц» и «медведь», и отсюда запрет на использование в пищу зайчатины и медвежатины. Они считали, что ногти зайца напоминают осла, усы — кота, нос — свинью, т.е. тех животных, мясо которых в исламе запрещено.15 Анатолийские дервиши, как и многие тюркские народы, также не употребляли в пищу конину и мясо мула. Осторожно относились к свежему луку и чесноку, чтобы дурной запах изо рта во время зикра не оскорблял как самого Всевышнего, так и собратьев по тарикату.
Алавиты в своих радениях использовали вино и водку, поэтому существовал специальный обряд их подачи и этикет питья.16 Также известно использование в некоторых братствах наркотических веществ (esrar) для достижения экстаза во время суфийских ритуалов. Одни исследователи связывают это с древнеиндийской мистической традицией, другие с шаманизмом,17 которые имели влияние на суфийский ритуал. А .Я. Оджак утверждает, что среди маргинальных суфиев — каляндарей Ирана и Анатолии в ХП-ХШ вв. изготовление и употребление наркотических средств (афйон — опий, хашхаш — гашиш) было довольно распространено, что отразилось даже в их фольклоре.18
Считается, что кофе первыми стали использовать представители братства шазилийя, чтобы бодрствовать во время богослужений и ночных бдений. А. Шиммель пишет, что «многие мистики „трезвых" орденов до сих пор наслаждаются кофе как важным средством, обеспечивающим духовное бодрствование, и строго запрещают употребление спиртных напитков или наркотиков, которые могут породить духовное опьянение и тем самым лишить человека способности к трезвому размышлению».19
Голод — вечный спутник суфиев. Существуют много притч-историй о том, как дервиши в целях уничтожения собственного «нафса» много и мужественно голодали. Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Ключ от благополучия на этом свете — сытость, ключ от благополучия в потусторонней жизни — голод».20 Человек, который решил себя полностью посвятить суфийскому учению, должен привыкать к голоду постепенно, поэтому количество пищи уменьшалось медленно, не сразу. Например, человек, который привык в день есть по две лепешки (юфка) и решивший ограничиться всего одной лепешкой, должен разделить одну лепешку на 28-30 частей и каждый день есть, уменьшая по одному кусочку.21 Суфий, который отправлялся на сорокадневный халват (уединение), тоже входил в голод постепенно. Пища, которая ему подавалась ежедневно, обычно состояла из хлеба, соли и воды. Каждый день после вечернего намаза он мог есть около 0,5 кг или разделить еду на две части, одну часть есть вечером, другую в полночь. Так было гораздо легче для желудка и удобнее для совершения ночных зикров и намаза. И каждый день убавлялось понемногу хлеба, пока к последнему дню уединения не оставалось 240 г, некоторые сильные духом суфии доводили его в последние десять дней до 120 г.22
Таким образом, суфийская община при всем строгом аскетическом отношении к приему пищи разработала очень строгую нормативную систему трапезы, которая стала в определенной степени образцом для других представителей мусульманского общества.