staty

 

       Я произнес: - «Латаиф». У суфиев это технический термин, он обозначает определенные области тела, которые, как они считают, имеют большее потенци­альное сродство с духовностью, чем другие. Каландар странным образом пробудился к жизни.

       - Просветление латаиф есть путь к цельности. — Его глаза сверкали, и он махал руками в воздухе. — Ни один мудрец, который не учит методу наполнения силой этих тайных областей тела, не может быть твоим проводником.
       Тут он встал, сделал правой рукой быстрый эллип­тический знак над своей грудью, который я заметил в самом начале, и, перемахнув через перила веранды, покинул меня, уйдя прочь из моей жизни.
       Когда я вернулся в Дели, то с помощью одного из друзей находчивого Спин Дила встретил каландара дру­гого типа. Ему было между тридцатью и сорока годами, он был наполовину перс и работал в банке. Он показал мне изображение одного из величайших каландарских учителей, которому, конечно, пришлось пройти через все строгости каландарской жизни, прежде чем он стал мудрецом. Его юбилей совсем недавно праздновали по всей Индии, но я пропустил его. На портрете был изображен человек, в избытке наделенный раститель­ностью на лице («он отрастил это, когда закончил свое каландари»), сидящий на коврике из тигровой шкуры с поднятыми вверх ладонями и соединенными пальца­ми. Только нижняя часть его тела была покрыта белой тканью. Подпись гласила: «Его Благословенное Присут­ствие Бу Али Шах Каландар, год 1100 Хиджры». Пер­воначально он был муфтием Дели, но оставил схолас­тические занятия после упрека одного факира, что он не развит в подлинном смысле. Мой юный друг — каландар Имтиаз, объяснил, почему столь фрагментар­ные сведения о дервишах — это все, что, как правило, можно узнать без огромных затрат времени и сил на путешествия и исследования.
       - Мистик нашего ордена, — сказал он, — и это от­носится и к большинству других орденов, — не должен открывать вновь принятым ничего, кроме той части Пути, которую он знает в совершенстве. В случае вовсе непос­вященных , он вынужден говорить почти на другом языке, потому что средства обычной речи просто не способны передать такие переживания, которые не похожи ни на что из того, что обычный человек встречает в жизни.
       Я спросил его, возможно ли собрать из разных ис­точников нечто о сущности пути, который называют суфийским.
       - Только если бы ты получил посвящение от мно­гих разных людей, и если бы каждый из них повел тебя в определенном направлении, и если бы ты за­тем смог все это изложить на бумаге — тогда может быть. Но это никогда не случится.
       - Почему?
       - Потому что, как ты должен понимать, твой учи­тель наставляет на Путь таким способом, который боль­ше всего подходит тебе; затем следующий начнет с того, на чем остановился предыдущий. Так что никто не может достичь Истины, разбрасываясь во все стороны.
      Я спрашивал, себя почти вслух, чего этот молодой человек надеялся достичь практиками, которые, казалось, не вязались с той современной жизнью, которой он жил, — в маленькой квартирке, обставленной английскими кни­гами и грамматикой хинди. Он ответил мне:
       - Путь каландаров переплетается со многими дру­гими путями. Один из таких путей есть путь совре­менной жизни. Человек, у которого есть к этому ключ, — учитель. И именно от таких учителей про­изойдет будущее развитие человека.
      Чувствует ли он, что каландары делают что-то та­кое, что повлияет на Восток и на Запад? И как на самом деле произойдет та трансформация, о которой говорили все встреченные мной мистики?
     - Если бы кто-то действительно это знал, в полном смысле того, что называется знанием, — ответил он, — это бы уже случилось. Религиозные люди находят, время от времени, что вера трудна для них. Мы лишь в немного лучшем положении. У нас есть чувство уверенности, что эта трансформация произойдет. Лично я чувствую, что это будет иметь место на Западе. Но процесс должен продол­жаться и на Востоке — хотя бы ради нас самих. Хотя бы только затем, — добавил он, подумав, — чтобы держать здесь лампу зажженной, чтобы людям было где взять огня.

1  3  4  5  6  7

Сайт "Живое Знание"