staty

 

       Имтиаз, как я теперь заметил, был совсем рядом со мной во втором ряду, и я мог видеть, как его глаза мигали во время движений. Когда наступала пауза, глаза оставались открытыми или закрытыми, в зависимости от состояния в момент, когда прекратилось движение.
       Спин Дил, стоявший сбоку от меня, опершись спи­ной на стену, как и остальные зрители, тронул меня за руку. Я придвинулся к нему.
       - Можешь говорить, если хочешь, — сказал он, — ты им не помешаешь.
       Я заметил, что эти индийские зрители, в отличие от всех других индийских зрителей, которых я когда-либо видел, вели себя так тихо, как будто их совсем не было здесь. Никто не плевался, не жевал пан, не чесался, не прочищал горло и даже не кричал шабаш! Я спросил Спин Дила, как долго продолжаются сессии.
        - Все зависит от Бадгиаха (монарха), — сказал он, указав на предводителя каландаров.      - Что ты сам об этом думаешь?
        Я сказал ему, что не знаю. Мне казалось, что в некоторых чертах это напоминает суфийские ритуа­лы, которые я видел в других местах. Вот и все.
        - Это все, что оно есть, — ответил он.
        Вдруг мне стало холодно. В этом подвале было дей­ствительно очень холодно, несмотря на то тепло, которое должны были выделять участники действия. И почти немедленно, как только эта мысль пришла мне в голову, предводитель хлопнул в ладоши, и собрание закончилось. Имтиаз и его дядя присоединились к нам и привели с собой Бадшаха. Он небрежно пожал нам руки, как ску­чающий бизнесмен. Только сейчас я заметил, что на нем были очки, и он сутулился, как книжник.
       - Пойдемте ко мне домой, уже поздно, — сказал он и провел нас мимо молчаливо рассасывающихся дерви­шей к маленькой машине, припаркованной снаружи.
       Глава каландаров оказался, как ни странно, вла­дельцем газеты. Он подвез нас к удачно расположен­ному небольшому дому в новой части столицы, сияющему светом и обставленному в самом современном стиле. Здесь, разувшись, чтобы не испортить кашмир­ские ковры нашего хозяина, мы вскоре сидели в ком­фортабельной комнате, украшенной персидскими ми­ниатюрами Могольской школы.
       Бадшах был, как многие индийские мусульмане, частично могольского происхождения, и его манеры были действительно превосходны. Я сразу сказал ему, что хочу увидеть и узнать как можно больше о раз­личных дервишеских орденах, прежде чем вымрет то, что осталось от старого времени. В Европе и Америке, сказал я ему, очень мало литературы на эту тему. Меня также очень интересовала тема создания «выс­шего человека» дервишескими методами.
       - Прежде всего, — сказал он, вдруг посерьезнев, — дервиши не вымирают, и никуда они не пропадают. Много живописных деталей, которые ты связываешь с ними, уходят, это правда. Но работа  дервиша — как мы называем это — проникает в иную среду. Это происходит благодаря эволюции общества. Во-вторых, концентрироваться на теме «совершенствования чело­века» тебя, возможно, заставляет то, что ты с Запада. Ты должен знать, что у нас это происходит после реального переживания. В конце концов, когда ты поня­тия не имеешь, на что может быть похож «усовершен­ствованный человек», как и почему ты должен пытаться стать им? Если ты попытаешься сделать практики дер­вишей «западными», ты пойдешь не дальше, чем йоги, которые сделали некоторые из них «восточными». Они стоят на одной ноге, ты будешь стоять на другой.
        Я понял, что он имел в виду, но я хотел знать, каким образом должен западный человек подходить к делу в этом случае.
       - Это нечто более тонкое, чем ты привык думать, — тут же сказал он. — Ты видишь человека, говоришь с ним — и понимаешь, что он может учить тебя. Это твой человек. Может быть, тебе рассказывали о нем, и потом ты встретил его. Но ты должен быть очень осторожен, потому что есть великое множество полу- учителей. Не все они мошенники, как некоторые из тех, что торгуют в розницу компактными философиями на Западе. Но они жестко ограничены в том, чему могут научить. В определенный момент ты сознательно должен порвать всякие связи с ними.
Не мог бы он объяснить подробнее? Он мог, и сделал это.
       - В других школах есть враждебность к иным фор­мам учения. У нас, суфиев, этого нет. Всякий может получить пользу от чего угодно. «Нет худа без добра», как вы говорите. Но есть гораздо более важный мо­мент. Видишь ли, среди суфиев самого учителя учат быть учителем.

1  2  3  4  5  6  7

Сайт "Живое Знание"