staty

 

       Он представил меня своему дяде, который немного мог добавить, кроме того, что я должен встретиться с группой каландаров, потому что «жизнь состоит из объединений людей, а не из одиночек». Они пригласи­ли меня на встречу своих друзей, которые собирались раз в неделю в подвале магазина, предоставленном в их распоряжение богатым покровителем. Я был там через два дня вечером, со Спин Дилом и Имтиазом.
     У двери стоял человек, очень внимательно осматри­вавший всякого, кто хотел попасть внутрь. Имтиаз ударил о землю своей палкой, и ему было позволено войти. Мгновение спустя мы присоединились к нему. На це­ментном полу сидели дюжина каландаров, и лишь у троих из них были бритые головы и лица. У стен собра­лось около пятидесяти других людей разных возрастов, среди них были и дети. Все они казались индийцами среднего достатка, вероятно мусульманами. Помещение было хорошо освещено свисающими с потолка лампами того типа, что бывают в мечетях. Было очевидно, что только что закончилась трапеза и вот-вот должна была начаться ритуальная часть вечера.
      Главенствовал худощавый человек среднего возраста, одетый в свободную белую накидку, которая казалась ему несколько непривычной. Он встал., и дервиши замол­чали, перестав покачиваться из стороны в сторону. Пред­водитель обратился к ним по-персидски, и я все очень хорошо понял. Это был язык классиков — Саади, Руми, Джами, Хайяма — а не та певучая аффектация, которой пользуются в Иране сегодня. Как обычно, сказал он, действие будет состоять из момента концентрации — «вспоминания», момента действия и момента слушания.
      Эти «моменты» различались длительностью и обозна­чались учителем. Сначала, по сигналу (он выкрикнул слово ху) каландары начали серию движений — иногда сложных, иногда простых — не в унисон, но в определен­ном порядке. Они сидели в два ряда на своих меховых ковриках лицом друг к другу. Сначала я услышал из темноты ритм небольшого барабана, затем высокую трель флейты, которая, казалось, то вплеталась в ритм, то вела мелодию самостоятельно. Наконец вступил голос. Это, вполне определенно, была форма танца, которую исполь­зуют каландары. Воздействие его на зрителей было уми­ротворяющим и приятным, и они заметно расслабились, но каландарам приходилось туго. Насколько я мог видеть, по их лицам струился пот. Упражнение продолжалось, как показалось, довольно длительное время. Вдруг в раз­гар движения учитель резко и решительно выкрикнул два слова, и движение остановилось.
      От каландаров не доносилось ни звука. Они просто сидели, неподвижные, бесстрастные, без признаков жизни. Это, должно быть, и был «момент вспомина­ния». Вдруг одновременно губы мистиков начали дви­гаться, как будто они очень спешили закончить про­износить что-то до нового сигнала. Я ожидал новой команды, но ее не было. Губы двигались все медлен­нее. Затем опять все застыли в неподвижности. «Мо­мент вспоминания» не наступил по объявленному плану, но это могло иметь основательную причину.
      Теперь наступил «момент слушания», соответствую­щий тому, что другие дервиши называют «прослушива­нием». Это странное переживание, даже когда впервые слышишь магнитофонную запись на Западе: это воздей­ствие звука, не имеющего большей частью ощутимого ритма. Сначала голос начинает повторять фразы. Неко­торые из них можно понять, другие нет. Затем внезапно начинается неземная музыка. Когда она угасает, вступает барабан с мелкой дробью, почти как во время спирити­ческого сеанса. Я узнал каландарский «момент слуша­ния», мне это уже проигрывали в Каире. Тогда любезный турок, ставивший запись, спросил меня, не знаю ли я, что это такое, и заявил, что «нашел это в магнитофоне, когда купил его». Теперь я подумал, что он испытывал меня для какой-то своей цели, тем более что меня пред­ставили ему со слишком большим энтузиазмом в каче­стве эксперта по суфизму.  Момент слушания, согласно светящимся стрелкам моих часов, длился уже шестнад­цать минут, когда неподвижная группа начала двигаться вновь. Несмотря на смешение звуков — голоса и инст­рументов, каландары не пытались подстроиться к ним, как казалось необходимым. Вместо этого они выполняли странные ритмические движения руками и ногами.

1  2  3  4  5  6  7

Сайт "Живое Знание"