staty
 
 
       К тому же в ханаках и медресе его могли узнать, а он вовсе этого не желал. Ему нужна была свобода — от известности и славы, от обрядов и уставов, от пу­стых разговоров и отвлеченных бесед. Он был странни­ком, а странникам подходят караван-сараи.
       Он сел. Расчесал бороду. Перепоясался кушаком. Свернул служившую ему столом и постелью цинов­ку. Раскрыл лежавшую в изголовье суму. Достал из нее богатый дамасский халат. Облачился.
       Нащупал в суме рядом с кокосовой чашкой для по­даяний и алемом — металлическим набалдашником с начертанным на нем именем Аллаха — шапку-ладью, а в ней трубку с письмом от шейха ахи в Тебризе к гла­ве братства в Конье. Он прибегал к помощи ахи, но лишь в случае крайней нужды.
       Удостоверившись, что все на месте, достал подвя­занную под мышкой кису с деньгами. Вынул золотой алаи и серебряный дирхем, заткнул их за пояс. Поме­стил кису на свое место. Покопавшись в суме, достал из нее длинный шнурок с золотой и серебряной нитями и вышел во двор. Совершил омовение у фонтана. Затем отправился к хозяину купить замок для своей комнаты. Завидев на нем богатый дамасский халат, хозяин выта­щил из сундука и угодливо разложил перед ним самые дорогие — халебской и генуэзской работы — произведе­ния искусства армянских, грузинских, самаркандских и бухарских мастеров, плоские и круглые, с дужками и складные из двух частей.
       Он выбрал самый тяжелый и хитроумный, с тройной бородкой на ключе. Хозяин запросил целый золотой. Он не стал торговаться. Кинул монету на сундук, попросив в придачу небольшую циновку. Нацепил ключ на свой роскошный шнур и надел его через плечо.
       Теперь он выглядел ничуть не хуже богатого дамас­ского купчины. Кто мог бы подумать, что в его пустой, как келья отшельника, комнате хранится всего лишь су­ма с нищенской чашкой и Кораном да циновка с хала­том?!
       У ворот сидели саррафы — уличные менялы. У них по самому последнему курсу можно было разменять на султанские акче любую монету — медные мангыры, зо­лотые динары — алаи, египетские или халебские юсуфи, генуэзские флорины, венецианские дукаты, серебря­ные дирхемы. Саррафы были и маклерами, и ростовщи­ками, а часто и откупщиками. У них можно было ссудиться деньгами под изрядный процент. Поручить им любую сумму, взамен нее получив лоскут кожи с таин­ственными знаками, которые могли разобрать только сам сарраф и его компаньоны. За этот кусок кожи точ­но такую же сумму можно было получить у другого саррафа где-нибудь в Каире или Бухаре, Дербенте или Генуе.
       Путник бросил на коврик саррафа серебряный дир­хем, получил за него десять акче, упрятал их за кушак и, расстелив у стены караван-сарая Рисоторговцев ци­новку, уселся на нее, поджав под себя ноги.
       Он не торопился. За долгие годы странствий вошло у него в привычку, прежде чем начинать какое-либо де­ло, проводить один день вот так, сидя на улице, а вто­рой — бродя по базару. Приметливому взгляду бывало­го странника за эти два дня открывалось главное — чем и как живет город. И без особых усилий случай всегда посылал ему нужные встречи.
Караван-сарай Рисоторговцев, выстроенный на день­ги купеческого цеха, стоял неподалеку от перекрестка двух больших улиц. Напротив, наискось от ворот выси­лось богатое медресе, чуть поодаль — другое. В проул­ке виднелись купола бань. Место самое что ни на есть людное.
       Вскоре после третьей полуденной молитвы ученики медресе заполнили улицу. Одни поспешили в сторону базара к многочисленным харчевням и поварням, дабы насытить бренное тело. Другие почтительно сопровождали мюдеррисов, отправлявшихся по своим ученым де­лам к собратьям по профессии, в присутствия и диваны.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
 

Сайт "Живое Знание"