staty

 

       Что же это был за мир, куда позвал Джалалиддина его таинственный друг, каким знанием он наделил его?
       Никому не ведомо, о чем говорили они в своем уеди­нении. Как видно из его слов, не ведал этого и сын поэ­та. Но в течение года с лишним по приказанию Джала­лиддина все рассказы и изречения, каждое слово Шемседдина, сказанное публично, записывалось «писарями тайн». Эти записи затем составили книгу «Макалат» («Беседы»), которая в списках дошла и до наших дней. Книга эта осталась в черновиках; в списках много разночтений. Да и слова и образы, которые употребля­ет Шемседдин, весьма туманны, аллегоричны. Он сам сознавал это. «Ни повторить, ни следовать моим словам не в силах подражатель — говорил он. — Они темны и сложны. Могу их повторять сто раз, и каждый раз в них обнаружится иной смысл. Меж тем главный смысл оста­ется девственно-непорочным, никем не понятым».
       В какой-то степени туманность его речей вынужден­ная. Он не высказывает прямо своих мыслей, опасаясь преследований духовенства, неусыпно стоящего на стра­же казенных догм.
       Но все же изречения Шемседдина Тебризи и свиде­тельства самого Джалалиддина, запечатленные в его стихах, позволяют сделать определенные выводы.
       Шемседдин с иронией отзывается об ученых. Схола­стическая, книжная наука, по его убеждению, полезна лишь для того, чтобы выяснить ее бессилие. (Помните слова Джалалиддина: «Ученые наших дней умеют на со­рок частей расщепить каждый волос в своих науках, а того, что для них важнее всего, — не знают!»)
       С не меньшей резкостью отзывается Шемседдин об улемах и факихах, сделавших веру сваей профессией, и о суфийских шейхах: «Шейхи и суфии — разбойники с большой дороги веры».
       Подобно тому как ученые превратили в цель науку, шейхи и богословы превратили в цель веру. В руках уче­ных и улемов наука и вера стали «завесой, скрывающей истину». Ибо, ни вера, ни наука — не цель, а только средство.
       А что же цель? «Все на свете жертва человека, — го­ворил Шемс,—только человек — жертва самому себе». Что совершенно естественно для человека его времени, он искал подтверждения своим мыслям в Коране, там, в суре семнадцатой, в стихе семидесятом, говорится: «Мы почтили сынов Адама», «Господь, — продолжал Шемс, — изволил почтить не престол и не небеса, не так ли? А потому, достигнешь ли ты седьмого неба или седьмой глубины земли, что с того толку? Нужно полю­бить обладателя сердца, стать помощью ему. Человек, познавший себя, познал все». (Помните у Джалалиддина: «Ты стоишь обоих миров, небесного и земного. Но что поделать, коль сам ты не знаешь себе цены?»)
       И еще говорил Шемседдин Тебризи: «Лица всех лю­дей повернуты к Каабе. Но убери Каабу, и станет ясно: все они поклоняются сердцу друг друга. В сердце од­ного человека—поклонение сердцу другого. А в сердце этого другого - поклонение сердцу первого».
       Цель — человек. Но отнюдь не всякий, не любой человек. Тот, кто занят лишь своими собственными нуж­дами и интересами, не подымается над каждодневной суетой по обеспечению самого себя жизненными блага­ми, сам становится завесой к собственной сущности как человека. (Помните: «Ты можешь забыть, все на свете, кроме одного: зачем ты явился на свет. Не продавай се­бя задешево, ибо цена тебе велика!»)
      Цель — совершенный человек. Но кто для Шемседдина человек совершенный? Тут он опять обращается к Корану, к религиозному преданию: «Весь молебенный чин посланника Аллаха был лишь самозабвением». Че­ловек, познавший себя и забывший о себе. Вот что та­кое для Шемседдина Тебризи совершенный человек.
       Шемседдин, подобно многим суфийским мыслителям, придерживался монистического взгляда на мир, то есть был убежден в его единстве. Но, пожалуй, как никто из мыслителей того времени, делал из этого убеждения крайние, решительные выводы. И потому, познакомив­шись со всеми толками и школами суфизма, не примк­нул ни к одной из них. «Все ссылаются на своего шей­ха, — говорил он. — Я же пью воду из самого источника... Вкратце слово мое сводится к следующему: если бы ста­ло явным то, что во мне сокрыто, весь мир окрасился бы одним цветом, не стало бы ни меча, ни горя».
       Все сущее, считал Шемседдин, есть проявление бо­жественного универсума.    Совершенный человек — цель, венец творения. Отсюда он делает еще один шаг: поз­навший себя и в самозабвении слившийся с миром че­ловек равен богу. (Помните: «О те, кто взыскуют бога! Нет нужды искать его, бог—это вы!»)
       Если совершенный человек богоравен, то священно всякое стремление человека к самосовершенствованию, к самоотдаче, самозабвению в труде, в любви. в покло­нении совершенному человеку. Шемседдин прямо гово­рит о том, что люди не разделяются по богатству, знат­ности, положению и даже по религии. Для него они все — люди: «Покажи мне неверного! — восклицает он.— И я склоняюсь перед ним. Назови меня неверным, я поцелую тебя. Неверие — в правоверии, а правоверие— в неверии».
       Вот в каком смысле следует понимать слова Веледа о его отце: «И стало для него все едино что низкое, что высокое».
       Таково вкратце то новое знание, которое открыл Джалалиддину Шемседдин Тебризи и- которое стоило ему самому жизни.
 
       Отрывок из книги Радия Фиша «Джалалиддин Руми» , серия ЖЗЛ

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Сайт "Живое Знание"