staty

 

      С базара возвращались купцы-постояльцы, если не веселые, то, во всяком случае, удовлетворенные — на­верняка первое торговое утро недели не пропало для них даром. Приказчики, перекупщики, караван-вожатые переругивались, по большей части беззлобно, с меняла ми-иноверцами. Дервиши подступили к нему, грозно стуча клюками и напоминающе побрякивая медью в кокосовых чашках, подступили и прошли.
       Сквозь толпу по улице пробирались ослики с вязан­ками дров, корзинами, бурдюками с ключевой водой. Кричали водоносы, продавцы шербетов, мелочные тор­говцы. Словом, жизнь текла как везде повсюду, и можно было бы подумать, что не было и в помине ни монголов, ни голода, если бы в толкотне этой не чув­ствовалось подавленности, какой-то приниженности. Го­лоса торговцев звучали громко, но не весело, саррафы потирали руки скорей по привычке, чем от удовольст­вия после хорошей сделки. И на лицах прохожих, стои­ло им остаться наедине со своими мыслями, часто ловил путник скорбь и задумчивость.
Но вот по толпе прошло волнение. Словно ветер про­несся над тростником — все головы повернулись в одну сторону. Не монгольский ли нойон, не султан, не вель­можа ли скачет, подумалось было путнику, но тут до его слуха долетело имя:
       - Едет Мевляна Джалалиддин!
       Это имя он услышал впервые лет десять назад в Дамаске. Потом все чаще долетало оно до него то в Ха­лебе, то в Эрзруме, то в Кайсери, то в Тебризе, пока не позвало в путь.
       Он встал с циновки и двинулся к середине мостовой.
       Верхом на высоком муле-иноходце к перекрестку приближался улем, окруженный мюридами и учениками, сопровождавшими его пешком по обе стороны, слева и справа, точно пешие воины знатного всадника. Оклади­стая, лопатой, темная борода лежала на груди. На пра­вое плечо свисал конец чалмы. Руки, державшие по­вод, упрятаны в широкие рукава хырки. Лицо смуглое. Глаза опущены, точно не замечает устремленных на не­го взглядов, не слышит почтительного, но громкого ше­пота, которым произносят его имя. То ли в самом деле погружен в себя, то ли тяготится людским вниманием.
       Растолкав локтями толпу, путник выскочил вперед.
Вскинулся к морде иноходца — от резкого движения ру­кава халата соскользнули до локтя, обнажив жилистые, точно сплетенные из вервия, руки, — и схватил мула под уздцы.
 
       В ту памятную субботу Джалалиддин был снова приглашен на диспут в медресе «Пембе Фурушан», по­строенное на пожертвования цеха торговцев хлопком.
       Темой диспута были два хадиса. Пророк Мухаммад сказал: «Первое, что сотворил Аллах, — белая жемчу­жина». И сказал еще: «Первое, что сотворил Аллах, разум».
       Спор разгорелся о том, однозначно ли выражение «белая жемчужина» перворазуму, именуемому по - арабски «аль-акл аль-аввал». И являются ли абсолют­ность, универсальность и потенциальность тремя сторо­нами, с которых можно рассматривать перворазум, или же они его эманации.
       Диспут длился вторую неделю. И давно наводил на Джалаледдина, как, впрочем, почти все подобные дис­путы, глухую тоску. Казалось, ученые мужи собрались не для того, чтобы понять друг друга, выслушать и вникнуть в смысл речей, а, напротив, ждали лишь оплошности или оговорки противника, чтобы поймать его на слове и показать собственную ученость. Стоило какому - нибудь улему прервать свою речь, чтобы пере­вести дыхание, как тут же находился другой, только и ждавший, как бы оглушить ворохом изречений и хадисов. Не самоотверженный поиск Истины, а ристалище самолюбий, где каждый упивался своей начитанностью, логикой и умом.
       Это претило Джалалиддину. Но диспут был назначен настоятелем медресе Сейфеддином, некогда яростным противником Джалалиддина, а ныне признавшим его наконец, и отказаться от приглашения значило бы про­явить мстительность и высокомерие.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Сайт "Живое Знание"