staty

 

       - Мухаммад каждый день одолевал семьдесят стоя­нок, — ответил Джалалиддин. — И каждый раз, достиг­нув новой ступени, каялся в несовершенстве познания, достигнутого на предыдущей. А Баязид вышел из себя от величия достигнутой им одной-единственной стоянки и в исступлении произнес эти слова...
       Кто выше, Мухаммад или Баязид?.. Если не пони­мать скрывающегося за этими словами смысла, вопрос кажется не менее бессодержательным, чем спор хри­стианских богословов о том, сколько ангелов может по­меститься на острие иглы, или диспут о белой жемчужи­не и перворазуме, в котором в тот день участвовал Джалалиддин. Но, по сути, Шемседдин спрашивал о дру­гом: состоятельны ли претензии на постижение абсолют­ной истины, или же всякое познание относительно и каждая новая ступень есть отрицание предыдущей? Та­ков был смысл его вопроса, если перевести его на язык современности. Вопроса, на который до встречи с Джалалиддином ни от кого не получал он вразуми­тельного ответа.
       Услышав ответ, Шемседдин испустил вопль и без чувств упал на землю. По крайней мере так описывают со слов очевидцев эту сцену старинные хроники.
       Принято считать, что слова «упал без чувств» — скорей всего риторическая фигура, благочестивое пре­увеличение, призванное подчеркнуть необыкновенную духовную силу поэта.
       И все ж, думается, это правда. Люди того времени, влюбившись, болели и умирали от любви. Не уставали радоваться встрече с другом по целым неделям. Услы­шав глубокую мысль или точный афоризм, плакали, из­давали возгласы восторга. За оскорбление словом, на которое мы часто и внимания не обращаем, они готовы были убить оскорбителя или умереть от его руки. При виде необычного явления дрожали от ужаса и падали ниц. Вряд ли все это риторические фигуры и благоче­стивые легенды.
       В наш век гипертрофированного рассудка цивилиза­ция приучила нас к сдержанности в выражении чувств. Форма, однако, неотделима от содержания. Мы неизме­римо больше знаем, вероятно, мыслим в массе логичнее, стройнее, но чувствуем ли мы с той же силой, что и лю­ди тринадцатого века? «Всякая потеря есть приобрете­ние, — говорил Джалалиддин Руми. — Всякое приобре­тение есть потеря...»
       Он соскочил на землю, склонился над путником. Растер ему запястья, несколько раз развел и сложил ему руки на груди.
       Шемседдин пришел в себя. Встал. Они обнялись. Ни­чего не понимая, с изумлением глядели на эту сцену толпа, ученые улемы, мюриды Джалалиддина.
       Он взял путника под руку и пешком направился вместе с ним к дому золотых дел мастера Саляхаддина. Здесь они уединились для беседы.
 
                                  Совершенный человек
   
        Три месяца без перерыва продолжалась беседа Джалалиддина Руми и Шемседдина Тебризи. Когда ми­нули эти месяцы и над Коньей подули первые весенние ветры, всем, кто знал Джалалиддина, показалось, что он умер, а в его облике родился другой человек.
       «Нежданно явился Шемседдин, — вспоминал впоследствии сын поэта Велед, — и соединился с ним. И в сиянии его света исчезла тень Мевляны... Когда узрел он лицо Шемса, открылись ему тайны, стали ясными как день. Он увидел никем не виданное, услыхал никем не слыханное. И стало для него все едино: что высокое, что низкое. Призвал он Шемса к себе и сказал: „По­слушай, мой падишах, своего дервиша. Мой дом недо­стоин тебя, но я полюбил тебя верной любовью. Все, что есть у раба, что достанут его руки, принадлежит его господину. Отныне это твой дом!” ...Мевляна был оча­рован его обликом, его не поддающейся определениям чистотой, его речью, полной тайн, как море жемчужин, его словом, вдыхающим жизнь в свободного человека... Никуда не являлся он без него. Если не видел его лица, лишался света очей своих. Не расставался с ним ни днем, ли ночью. Невыносима сделалась ему разлука с ним. Точно стал он рыбой, живущей в его море. Шем­седдин позвал его в такой мир, какой и во сне не снился ни тюрку, ни арабу. Что ни день, читал он ему поуче­ния и сделал явным новое знание. Мевляна и без того был исполнен сокровенного знания. Но то, что открыл ему Шемс, было иным, совсем новым знанием...»

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Сайт "Живое Знание"